Первый эфир телепередачи в России состоялся 8 марта 2003 года, после чего за все время существования она демонстрировала стабильно высокие рейтинги.
Как полагают эксперты медиарынка, доля передач, ориентированных на детскую аудиторию снижается из-за того, что этот формат менее выгоден телеканалам. По закону размещение рекламы в детских программах ограничено двумя минутами для передач длительностью более 15 минут, тремя минутами - для передач длиннее 25 минут и шестью минутами - для передач длиннее часа.
Шоу "Самый умный" идет на СТС уже 10 лет. Оно получило несколько телевизионных премий, в том числе две ТЭФИ - ТЭФИ 2004 года в номинации "Детская программа" и ТЭФИ 2009 года в номинации "Телевизионная игра". Проект "Самый Умный" является франшизой британского Britain's Brainiest Kid. Идет в 19 странах, включая Турцию, Швецию, Италию, Германию и других.