23.12.2012 23:20
    Поделиться

    Около 13 процентов выпускников не смогли сдать историю в этом году

    В последнее время воспряли надежды, что начнем отказываться от примитивнейшей конъюнктурщины с ее перелицовкой всего положительного в истории страны. Немало раздается подобных упреков и в адрес СМИ, публикующих под видом "исторических разоблачений" околонаучные публикации с передергиванием фактов и смысла хода истории. И казалось бы 2012-й, провозглашенный президентским указом Годом истории, год, когда в России было воссоздано Историческое общество, должен был стать и годом начала исторического всеобуча, и годом торжества истины для профессионалов и просто поклонников богини истории Клио.

    Но, как часто у нас случается, Дело не поспевает за Словом.

    Российское историческое общество (РИО)... Было ли что о нем в подробностях рассказано, да так, чтобы поощрять заявления: "Хочу вступить, как это сделать?" Где можно узнать, как оно намерено заняться обещанной "комплексной организацией работ по развитию и сохранению исторического наследия"? Появится ли у него так необходимая сегодня России программа исторического всеобуча в масштабе от школьной парты до кресла пенсионера у ТВ-ящика?

    Поскольку непонятно, где можно найти ответы на эти и другие вопросы, попробую поделиться несколькими позициями в своем видении проблемы.

    Чтобы уяснить, насколько далеко зашла болезнь утраты исторической памяти, надо начинать, как это принято, со сбора анамнеза и самого "больного", и его "заболевания". Провести социологические опросы, каков уровень познания истории и понимания важности знать ее у выпускников школ и

    вузов, у госдеятелей и партийцев, у родителей и учителей, у владельцев СМИ и у журналистов.

    Выделю: министр образования пока не озаботился крайним неблагополучием в деле приобщения школяра к истории. Как могло получиться, что для получения аттестата зрелости порог ЕГЭ по истории столь постыдно занижен: 29 баллов из 100?! Если соразмерить с более понятной пятибалльной оценочной шкалой, это почти "двойка". Дожили! Но даже с таким требованием 13 процентов выпускников в этом году "завалили" историю. Немало и абитуриентов, невежество которых поражает вузовских преподавателей, о чем ежегодно узнаешь в пору вступительных экзаменов. Когда на вопрос, кто такой Александр Невский, вчерашний школьник выдает: "Знаменитый бодибилдер". Замечу: минобрнауки уж сколько лет остро критикуется за учебники по истории - они все еще не объективны в оценках прошлого. И, дополню, отвращают от столь занимательной науки, ибо просто скучны. Нет почему-то к каждой главке приложения "для любознательных". Разделы "Вопросы и задания" не дополнены текстами на сообразительность, на обогащение эрудиции, на развитие сравнительно-исторического мышления и сотворчества. Они брезгуют пословицами, крылатыми выражениями, историческими анекдотами.

    Друзьям истории никак не обойтись без журналистов. Так, значит, надо создать комиссию Общества по сотрудничеству со СМИ, работать с ними. Поощрять споры-дискуссии, когда появляются сомнения в достоверности "сенсаций". Настаивать на опровержениях, если публикация содержит лжефакт. Напоминать, что недопустимо маскировать научным словом "версия" выдумки, не содержащие фактов, - любой энциклопедический словарь определяет: версия обязана быть обоснована фактом.

    Один научный центр США разработал стратегическую - историческую! - доктрину: "Запад ХХI века, в отличие от мифов прошлого, будет управляться не теми, кто быстрее выхватывает оружие, а теми, кто лучше других сумеет слушать и понимать богатую смесь языков, ритуалов и истории, которая представляет собой Запад". Настолько же все ясно изложено про их исторический всеобуч! Заканчиваю свои заметки призывом SOS: не спасем свои души от исторической слепоты, будем оставаться "двоечниками" истории, - хитрованные поводыри впихнут Россию в болото беспамятства.

    Поделиться