23.12.2012 23:40
    Поделиться

    Андрей Бочкарев: До конца года сдадим развязку Ленинградского шоссе с МКАД

    Никогда в Москве не строилось и не реконструировалось сразу столько дорог, сколько делается в последние два года. С одной стороны, это вселяет в москвичей надежду, что, может быть, и пробки в скором времени убавятся. А с другой - и неудобств доставляет немало. Считаются ли с этим строители? Да и когда москвичи почувствуют наконец отдачу от всех перекопанных котлованов? С этих вопросов начался "Деловой завтрак" с руководителем департамента строительства города Андреем Бочкаревым.

    Крутой подъем

    Андрей Юрьевич! Москвичи терпеливо ждут завершения реконструкции вылетных магистралей. Скоро ли прокатимся по первой?

    Андрей Бочкарев: На Варшавском шоссе мы уже запустили самую трудоемкую разворотную эстакаду, а полностью, по нашим расчетам, трасса будет готова в феврале 2013-го. Началась же реконструкция, напомню, в конце 2011 года. То есть мы выполним намеченный объем работ за год вместо запланированных двух. А в июне-июле 2013-го предъявим к сдаче в эксплуатацию и Каширское шоссе, где на днях мэр Сергей Семенович Собянин открыл разворотный тоннель. Затем такими же темпами реконструируем и остальные 14 магистралей к 2016 году.

    Подмосковье подхватило эту работу со своей стороны или снова будет как раньше - до МКАД домчим, а далее уткнемся в узкое горлышко?

    Андрей Бочкарев: Трассы эти федеральные, и проблема была в том, что их реконструкция по срокам отставала от нас. В Минтрансе России говорили: "Москва взялась за дело с таким энтузиазмом, что за ней не угнаться". Правительство Москвы неоднократно ставило вопрос о необходимости синхронизации работ на вылетных магистралях. Его услышали. Работы начались и со стороны области. Например, на Варшавке с 21-го по 49-й км, на Каширке А-105, на подъезде к аэропорту Домодедово с развязкой на 43-м км, а также на участке МКАД, ведущем к этому же аэропорту. Реконструируется Старокаширское шоссе от 0 - км - 4,4 в Ленинском районе, автодорога М-5 "Урал" и целый ряд других.

    После смены губернатора Московской области дело не затормозилось?

    Андрей Бочкарев: Соглашение о взаимодействии, подписанное еще при Сергее Шойгу, действует и при Андрее Воробьеве.

    Проблема и для Москвы, и для области - дефицит железнодорожных переездов. Когда начнут строиться новые переезды?

    Андрей Бочкарев: В самое ближайшее время. Подмосковье взяло на себя 17 переездов, Москва - 20. 5 из них расположены в старых границах города, а 15 - в присоединенных округах. Начнем с тех, где транспорт простаивает порой по 12 часов. К сожалению, по нашим нормам проектирования переезды получаются очень протяженными - метров по 800, хотя в США, где можно строить эстакаду под большим углом, ее длина сокращается до 150. Российский подход оборачивается дополнительными затратами и временем строительства. Поэтому планируем предложить минрегиону пересмотреть нормы. Конечно, не в ущерб безопасности движения - тяжелым фурам при наших зимах слишком крутой угол подъема может оказаться не под силу.

    А развязку Ленинградского шоссе с МКАД скоро сдадите?

    Андрей Бочкарев: До конца года. На май оставим лишь благоустройство. По протяженности она невелика - всего 1,5 километра. Но благодаря элементам дорожной инфраструктуры эффект для движения транспорта будет колоссальным - процентов на 20 увеличится пропускная способность.

    Когда войдет в строй многострадальный Алабяно-Балтийский тоннель?

    Андрей Бочкарев: Вероятно, к осени будущего года. Сам он готов. Это единственный в мире тоннель, который проходит под линиями метрополитена, а потому требует очень внимательного отношения к целостности грунтов, чтобы не было их смещения и ничто не угрожало безопасности подземки. Строители с этим справились. Но чтобы машинам было куда из тоннеля выехать, нужно сначала закончить работы на Большой Академической и выезд на улице Алабяна.

    Большая Академическая - часть северо-западной хорды. Жители домов, расположенных вдоль нее, по-прежнему выступают против строительства трассы?

    Андрей Бочкарев: Опрос ВЦИОМ показал, что 60 процентов москвичей - за ее сооружение. Есть и более красноречивый показатель в пользу строительства: стоимость квартир в районах, где проходит хорда, увеличивается на 10-20%. Да, возникают у горожан и вопросы. Но со стройкой дороги связано лишь 10 процентов, остальные - бытовые, касающиеся жизни данного дома, микрорайона. "Кто-то сломал детскую площадку (не строители ли?)", "перенесите нам площадку с мусорными контейнерами", "здесь была парковка, а теперь появился кран и стало негде парковаться"... В стадии проектирования это учесть невозможно, но когда начинается непосредственный контакт с жителями, мы, безусловно, стараемся учитывать и такие замечания. Но надо иметь в виду и другое. Новая дорога будет служить миллионам горожан, и отложить ее строительство лишь потому, что у кого-то она оказалась на несколько метров ближе к окнам квартиры, не всегда возможно. Но если возможно, идем и на конструктивную доработку проекта. На той же хорде по просьбе жителей добавили тоннель на пересечении улиц Михалковская и Прянишникова, что позволило убрать светофоры, а значит, и пробки, сократив загазованность.

    Когда же на Большой Академической закончатся работы?

    Андрей Бочкарев: Думаю, до конца мая 2013-го. Затем строители уйдут на Дмитровку. Вообще непосредственно такой дороги, как Северо-Западная хорда, напомню, не существует. Это рабочее название трассы, которая состоит из целого ряда объектов. Соединив существующие улицы и дороги, они дадут сквозной проезд от Ярославки с выходом на МКАД на севере до улицы Рябиновой и далее до Сколково на западе. Произойти это должно за 2013-2015 годы.

    Впереди еще одна пугающая народ стройка - строительство Северного дублера Кутузовского проспекта. На днях Сергей Собянин заявил, что он может стать платным...

    Андрей Бочкарев: Вполне возможно, так как для строительства и Северного, и Южного дублеров планируется привлечь деньги инвесторов.

    Читатели "РГ" недоумевают: на общественных слушаниях по крайней мере Северный дублер не поддержан москвичами, а власти говорят о нем как о деле решенном...

    Андрей Бочкарев: Общественных слушаний пока еще не было и быть не могло, так как нет полностью готовых проектов ни одного из дублеров. Оба находятся в работе. Когда будут готовы, город, безусловно, представит их на суд москвичей, и я уверен, что все, кто сегодня сидит в пробках на Кутузовском проспекте, двумя руками проголосуют за дублеры.

    А на площади Тверской Заставы у Белорусского вокзала дела продвигаются? Сидеть там в пробках вот уже семь лет москвичам изрядно надоело.

    Андрей Бочкарев: Вы помните, конечно, что проект ее реконструкции полностью пересмотрен и вместо торгово-развлекательного центра будет построен паркинг. Сейчас там завершается вынос коммуникаций. В январе объявим тендер на выбор подрядчика на основные работы, примерно к марту с победителем подпишем контракт. Ну, а в 2014-м, как и обещано, работы будут завершены. На площадь вернется памятник Максиму Горькому, москвичи смогут гулять в трех скверах, которые там разобьют вместо одного прежнего, а машины уйдут под землю, в тоннели и паркинг.

    Сергей Собянин недавно поддержал заявление президента Путина о важности привлечения "длинных денег" из фонда национального благосостояния России в инфраструктурные проекты, в том числе и дороги. Москва тратит на дорожное строительство 75 млрд руб. из 300 млрд, отпущенных на всю адресную инвестиционную программу города, или четвертую часть ее стоимости. А если бы у столицы было больше средств, что бы изменилось?

    Андрей Бочкарев: Реконструкцию тех же вылетных магистралей сделали бы года за два, а не за пять, как сейчас. Да и проблемами связок между районами, которых сейчас так не хватает, занялись бы безотлагательно. Они тоже требуют денег, и поэтому пока можем заняться ими лишь в 2013 году. Но главное даже не в этом. Вспомним английского экономиста прошлого века Джона Мейнарда Кейнса, который писал: любая работа, особенно строительство, запускает мультипликационный эффект, каждый вложенный рубль дает прирост в 5 рублей в смежных отраслях. Надо строить дорогу? Значит, потребуется сделать бетон, металл для машин, кто-то должен кормить и одевать строителей... Почему во время Великой депрессии в 1929 году США занялись дорогами, а в 1932 году - Германия? Почему в 2008-м то же самое сделало правительство США, выдав на инфраструктурные проекты 60 млрд долларов? Строительство дорог стимулирует инвестиции в смежные отрасли экономики. Естественно, получение длинных денег на такие проекты явилось бы благом и для Москвы, ведь известно, что дороги окупаются медленно и поэтому к их сооружению сложно привлечь инвесторов. Частный капитал любит возвращать деньги в короткие сроки.

    Подземка идет вперед

    А в строительство метро вы пытаетесь привлечь частные инвестиции?

    Андрей Бочкарев: На ряде станций частные инвесторы готовы поучаствовать в сооружении отдельных элементов. На фоне денег, которые тратит на метро город, это добавило бы несущественные суммы. Инвесторам интереснее было бы построить целую линию. Но те, кто вложит деньги, захотят, естественно, быстрее их окупить. Значит, цена проезда на этой линии будет в разы выше всех остальных линий, так как Московский метрополитен значительно дотируется бюджетом Москвы. Город, насколько мне известно, пока не готов к этому.

    До Нового года осталась неделя. Введете в строй станции "Пятницкое шоссе" и "Алма-Атинскую", как обещали?

    Андрей Бочкарев: Конечно же, мы свои обязательства выполняем. Хотя, честно говоря, построить станцию "Пятницкое шоссе" за время, вдвое быстрее намеченного, было очень сложно. Но сейчас там идут последние отделочные работы. Станция "Новокосино" уже введена. Да и на других, даже не вводных объектах, 18 тысяч метростроителей работают круглые сутки. Слишком большие задачи перед нами стоят, таких Москва еще не решала. Если за 80 лет подземка выросла до 300 км, то за эти 10 надо построить 150 км. 8,5 км новых линий - в этом году, в 2013-м - 14,5 км, а в 2015-м и все 20! Это больше единственного рекорда советского метростроения, когда было построено 13 км новых линий.

    На новые территории метро когда дойдет?

    Андрей Бочкарев: Станцию "Румянцево" построим в 2014-м и пойдем дальше - на Саларьево.

    Почему именно Саларьево?

    Андрей Бочкарев: Самое удобное место для создания полноценного транспортно-пересадочного узла, который позволит автомобилистам, направляющимся в столицу по правой полосе движения, пересесть с авто на метро. В городе будет меньше машин, а дороги станут свободнее.

    Новые станции строятся большей частью неглубокого заложения. Не аукнется потом эта экономия, как произошло, например, с Филевской линией? Построенная в 60-70-е годы, образно говоря, по принципу хрущоб - лишь бы быстрее и дешевле, эта ветка уже нуждается в капремонте, и власти стоят перед выбором - закрывать или не закрывать на ней движение.

    Андрей Бочкарев: Мы исходим из принципа не только экономии, но и разума - зачем зарываться глубоко в землю и закапывать время и колоссальные средства, если этого можно избежать? Но, безусловно, работы ведутся не в ущерб качеству. К слову сказать, в Москве и сейчас 80 процентов станций неглубокого заложения, так что мы не первопроходцы. Да и лицо каждой из станций, несмотря на типовые конструкции, за счет отделки стараемся сделать индивидуальным, узнаваемым.

    Когда метро придет в Коммунарку?

    Андрей Бочкарев: Скорее всего, после 2015 года. Поскольку эта территория достаточно застроенная, линия туда будет идти, вероятно, смешанная - подземно-наземная, но в коридорах, отделяющих жилую застройку, и с инфраструктурой, чтобы не было железнодорожных переездов.

    Скоростных линий не планируется строить?

    Андрей Бочкарев: Наш метрополитен и так самый быстрый в мире. Все остальные в разы медленнее. Да и интервалы в движении у нас самые маленькие. Так что главное, чтобы метро как можно скорее пришло во все районы столицы.

    А в подарок - персонажи мультфильмов

    Столичные власти в последнее время на одно из первых мест ставят требование комплексной застройки, чтобы больше не появлялось спальных районов. Строители следуют ему или это пока пожелание?

    Андрей Бочкарев: Новые территории так и будут застраиваться. В исторических же границах пытаемся добавить в сложившуюся застройку то, чего там не хватает. Вопрос номер один - детсады. В начале года мы обязались построить 76 садиков, 57 из них уже построены, причем в 30 из них 1 сентября пришли дети. Остальные - в процессе ввода и достройки.

    Оправдали себя новые условия к тендерам, введенные департаментом в конце прошлого года?

    Андрей Бочкарев: Более жесткие квалификационные требования при отборе подрядчиков избавили нас от необходимости бегать за недееспособными победителями тендеров. Большинство пришедших подрядчиков ответственно относятся к выполнению полученного заказа. Да и на разумное снижение цены идут на торгах, что позволяет городу сэкономить. Некоторые еще и добавляют от себя отдельные работы, даже не включенные в обязательный перечень. Например, в один из садиков подрядчик пригласил молодых художников, которые расписали лестничные марши и внутренние холлы фрагментами из мультфильмов. Садик сразу стал веселым и гостеприимным даже для малышей, которые туда пришли первый раз. Понравилась роспись и мэру, он попросил включить такое оформление в техзадание на проектирование любого детсада. 15 новостроек уже расписали...

    МНИИТЭП недавно сдал в экспертизу проект жилого дома с гаражом, который расположится на двух его первых этажах. Адресной инвестиционной программой предусмотрено, что первый такой дом будет построен в Южном Медведково. В других районах будут тиражировать этот проект? В Китае такие дома популярны.

    Андрей Бочкарев: Пока это эксперимент, провести который поручил заммэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин. Москва пошла на него, так как подземные гаражи обходятся слишком дорого. Если проект оправдает себя с точки зрения экономики, а дом и хорошо покажет себя в эксплуатации, и москвичам понравится, то почему бы и нет?

    Поделиться