19.12.2012 15:57
    Поделиться

    В Казань привезли невидимые шедевры

    Впервые в столицу Татарстана приехал мастер Владимир Анискин с выставкой микроминиатюр.

    Все ее экспонаты, пожалуй, могли бы уместиться на кончике пальца, но под них отвели целый зал в Национальном музее РТ. Первое впечатление - что ты оказался в лаборатории микробиологов. Ряды столов с оптическими приборами, напоминающие микроскопы. Такова специфика жанра. Огромный талант художника невооруженным глазом не разглядеть.

    Впрочем, даже когда заглядываешь в окуляр, глазам не веришь. Вот матрешка красуется на кончике волоса; Винни-Пух, Пятачок и ослик Иа беседуют на срезе макового зернышка; караван верблюдов бредет в игольном ушке. Ну и, конечно же, знаменитая подкованная блоха. Ее сопровождает шутливая, опять же микроскопическая подпись "Блошка Муся. Спонсор - кот Кузя". Есть здесь крохотные копии военных наград, шахматные фигурки и многое другое.

    - Я занимаюсь этим с 1998 года, - рассказывает Владимир Анискин. - Пришел к микроминиатюре совершенно случайно. Учился на последнем курсе университета по специальности "аэродинамика", но не планировал идти в науку. Я хотел зарабатывать деньги своими руками. А интересовало меня именно ювелирное искусство. И я пошел в библиотеку искать литературу по пайке металла, чтобы теоретически подковаться. Наряду со справочниками мне попалась книга "Тайна невидимых шедевров". Думал, что она о ювелирном деле, а оказалось, что это сборник рассказов о мастерах-микроминиатюристах. Я был в восторге! И у меня возникло желание попробовать самому что-нибудь такое сделать. Со временем стало получаться.

    Сейчас у Владимира Анискина есть свой музей микроминиатюр "Русский Левша" в Санкт-Петербурге. Хотя Лесков воспел самородка Левшу еще в XIX столетии, на самом деле этот вид искусства достаточно молодой. По словам Анискина, возник он в 50-х годах прошлого века.

    Все работы делаются вручную под микроскопом. От мастера помимо глазомера и твердой руки требуются усидчивость и терпение. Время на создание микрошедевров требуется разное - от нескольких дней до полугода.

    - На выставке есть несколько работ, очень сложных с технологической точки зрения, - рассказывает мастер. - Это роза внутри конского волоса, Винни-Пух с друзьями на маковом зернышке и пословица "Без терпения нет умения", написанная на торце волоса. Здесь сложность в том, что высота буковок очень маленькая, и ответственность с каждой написанной буквой все возрастает. Если ты ошибешься, то испортишь всю работу.

    Вошли в экспозицию и миниатюры, созданные самой природой. Это ископаемые насекомые, застывшие в янтаре. Разглядеть их можно только через оптический прибор с подсветкой.

    - Когда я впервые увидел букашечку в янтаре, то пришел в восторг. Ей ведь 30-50 миллионов лет! Она жила во времена динозавров! И я стал собирать такие камни.

    Приобретает их художник в поселке Янтарном, где минерал добывают в промышленных масштабах. Чем больше насекомое, увязшее в смоле, тем ценнее янтарь. Как правило, крупные экземпляры вырвались из "липкого плена", а вот мелкие паучки и термиты в буквальном смысле влипали в историю.

    Поделиться