17.12.2012 23:40
    Поделиться

    Недобросовестных поставщиков отлучат от закупок

    Закон 223-ФЗ вступил в силу с 1 января 2012 года, но применять его стало возможно только с 1 октября. Именно с этого дня на сайте www.zakupki.gov.ru появилась регистрация для компаний, попадающих под действие этого документа. Как изменили новые требования систему госзакупок и почему с их помощью можно выбрать действительно качественного исполнителя заказа?

    Руководствоваться федеральным законом N 223-ФЗ с 1 января 2012 года должны госкомпании, госкорпорации, государственные унитарные предприятия и автономные учреждения. С 1 января 2013 года к ним примкнут естественные монополии и их дочерние предприятия. При этом каждый заказчик должен зарегистрироваться на официальном портале закупок и размещать на нем всю информацию о проводимых конкурсах. Свой переход на применение 223-ФЗ, вместо прежнего 94-ФЗ, организация подтверждает разработкой положения о закупках, в котором прописываются условия отбора исполнителей заказов и критерии работы с ними, и размещением этого документа на официальном сайте госзаказов www.zakupki.gov.ru.

    "Необходимость выкладывать сведения на портал, конечно, прибавляет работы сотрудникам, которые занимаются закупками в организации. Но это повышает открытость сведений о госзаказах", - считает начальник отдела развития электронных закупок департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития России Алексей Галкин.

    Предполагается, что снизить объем работы организации смогут с помощью использования электронных площадок, на которых проводятся конкурсы, тендеры и аукционы. Дмитрий Пангин, генеральный директор группы электронных площадок OTC.ru говорит: "Нашим клиентам не приходится выкладывать информацию на сайте электронной площадки, а затем дублировать ее на сайт закупок. Информация появляется на ресурсе госзаказов автоматически".

    Начальник отдела управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Федеральной антимонопольной службы Мария Томах поясняет, что электронные площадки рассматриваются как основной источник взаимодействия заказчиков с поставщиками при реализации закона 223-ФЗ. "Заказчик может использовать другие электронные ресурсы для проведения конкурса или аукциона, но ему потребуется собственная площадка для размещения сведений о закупке и защищенный канал обмена электронными документами. В большинстве случаев это обходится дороже, чем использование электронной площадки", - комментирует Мария Томах.

    Стремление сделать сведения о госзакупках открытыми имеет разумные пределы. К примеру, в некоторых отраслях экономики обнародование информации о закупках определенных товаров или выполнении работ может угрожать безопасности государственных объектов и страны в целом. Поэтому для некоторых госструктур оставили возможность не раскрывать данные о заказах. Этим разрешением уже воспользовался Роскосмос, по отношению к госзаказам для нужд атомной отрасли. Таким правом могут воспользоваться и другие государственные организации. Для этого достаточно подать заявку в профильное министерство.

    Федеральный закон N 223-ФЗ позволяет очистить систему государственного заказа от нарушителей. Таковых немало среди заказчиков. Существуют компании, которые неправильно формируют заявку на закупку для того, чтобы невозможно было найти лот на сайте. Это позволяет участвовать в конкурсе лишь тем подрядчикам, в которых кровно заинтересован заказчик. Но гораздо больше нарушителей среди исполнителей заказов. У всех на слуху скандалы, связанные с некачественным исполнением заказов, незавершенными проектами и пропавшими государственными деньгами. Пришло время изменить систему госзаказа и учесть прошлые ошибки.

    Для того чтобы исключить из конкурсов на госзаказ неблагонадежных исполнителей, на сайте закупок будет размещен "Реестр недобросовестных поставщиков", создание которого прописано 223-ФЗ. "Заказчики будут сами предоставлять в Реестр информацию о недобросовестных поставщиках. К ним относятся те, кто уклонился от заключения контракта после проведения конкурса или с кем контракт был расторгнут по решению суда", - поясняет Мария Томах. Таким образом, доступ к сделкам будет закрыт для тех компаний, которые уже однажды срывали контракт.

    Однако госреестр не содержит полных сведений об исполнении работ или качестве поставленного товара. То есть если договор был выполнен, но заказчик остался недоволен сотрудничеством с подрядчиком, в реестре такие сведения не найдут отражения.

    Поделиться