18.12.2012 18:38
    Поделиться

    Воронежскими студентами заинтересовался Fiat

    В рамках форума "Воронежская область - ваш партнер" заключено предварительное соглашение о подготовке воронежских студентов для российского отделения Fiat.

    Представители промпредприятий, вузов и рекрутинговых агентств обсудили кадровые проблемы индустриального сектора на круглом столе. Им пришлось в очередной раз признать, что учебные заведения не всегда находят общий язык с работодателями - несмотря на то, что взаимодействие выгодно и тем, и другим. Целевые программы по обучению студентов, создание базовых кафедр на предприятиях и "корпоративных университетов" рентабельны для тех компаний, которым требуются специалисты редких профилей. Основная же масса промышленников, представляющих средний бизнес, питает надежды на то, что вузы по старинке "загонят" к ним подготовленных ребят, которых останется только удержать.

    - Мы даем хорошие знания, но федеральные образовательные стандарты не ориентированы на нужды конкретных работодателей. Поэтому выпускники не имеют навыка принятия инженерных решений и освоения инновационных технологий, - отметил завкафедрой самолетостроения воронежского технического университета (ВГТУ) Владимир Корольков. - Сегодня человек уже в процессе обучения в вузе должен получить навыки создания и внедрения в производство, допустим, новых технологий или процессов. И такая практика имеется: КБ Сухого вербует молодежь на собственной кафедре в МАИ, ребята работают по совместительству над реальными проектами, и 60 процентов таких новобранцев сразу получают повышенную категорию. Мы делаем нечто подобное с воронежским авиазаводом, создали три научно-внедренческие лаборатории и несколько малых инновационных предприятий, чтобы выполнять НИОКР в интересах производства. Наши ребята участвовали в проектировании и создании, например, стапельной оснастки для ВАСО, двухместного самолета и железнодорожного вагона нового поколения. Следующий этап - создание на базе вузов многоуровневых образовательных комплексов с элементами начального и среднего профобразования.

    По словам Королькова, обучить студентов ВГТУ "под себя" и принять затем на работу хотели бы и международные компании - в этом году "Боинг" даже намеревался забрать весь выпуск профильной кафедры. Но вуз отказался, чтобы не ущемлять интересы воронежского авиазавода. Дескать, если бы "Боинг" поддерживал (стипендиями и грантами для преподавателей) подготовку студентов со второго курса - другое дело. А прийти "на готовенькое" всякий может. Мотивировать ребят промышленники морально готовы, а вот на разработку учетных программ и пособий денег пока жалеют.
    Есть трудности и с закреплением выпускников на предприятиях. По мнению многих экспертов, желание стать инженером или рабочим следует воспитывать со школы.

    - Нужно четко показывать ребятам, что на предприятии они будут получать больше, чем в офисе. Это видно по предложениям работодателей в нашей базе вакансий. В Туле и Калуге зарплаты на заводах выше, чем в Воронеже, но и у нас они соответствуют среднегородскому уровню, - подчеркнула менеджер по маркетингу воронежского филиала HeadHunter Евгения Васильева. - Зарплатные ожидания соискателей в ближайшее время повысятся, и здесь надо иметь в виду, что работодатели теперь делают ставку не на увеличение окладов, а на премиальные, увязанные со вкладом сотрудника в общее дело.

    Любопытно, что некоторые вакансии трудно закрыть из-за того, что соискатели не владеют иностранным языком. И если одни структуры, такие как имеющий ряд "дочек" в Воронеже Siemens, закладывают расходы на обучение персонала немецкому, то другие полагают, что языку ребят должны учить в техникуме или вузе.

    - Наша компания, входящая в концерн Fiat, открывает сервисный центр в Татарстане - нужны инженеры и рабочие по обслуживанию сельхозтехники со знанием английского, поскольку их в обязательном порядке направят на длительную стажировку за рубеж. Днем с огнем не сыщешь! - рассказала менеджер по персоналу фирмы CNH Марина Волостнова. - В России среди "технарей" английским сносно владеют, пожалуй, только претенденты на должность топ-менеджера. А денег на то, чтобы нанять человека и год учить его английскому, нам не выделяют. Здесь, на форуме в Воронеже, я познакомилась с деканом одного из факультетов агроуниверситета, он считает, что по нашему заказу этот вуз сможет подготовить ребят, начиная с третьего курса - некоторые лекции они будут слушать на английском. В Воронеже почти половина резюме соискателей содержит сведения о базовом владении английским, но это в лучшем случае школьный минимум. На деле хорошее владение языком способны проявить лишь пять процентов ищущих работу, а если брать срез по промышленности - и вовсе два.

    К слову, подтянуть английский уже работающие специалисты могут вместе с расширением профессиональных компетенций - в рамках "президентской программы", реализуемой за счет бюджета. В Воронежской области этот вид обучения пользуется популярностью, региону регулярно увеличивают квоту на набор слушателей. И все чаще обучение сотрудников азам управления заказывают владельцы предприятий, готовящие кадры под конкретный проект.

    Поделиться