17.12.2012 16:29
    Поделиться

    РФ поднялась на две строчки в рейтинге Всемирного банка по инвестклимату

    В рейтинге благоприятности деловой среды Doing Business Всемирного банка Россия за год поднялась на несколько позиций, но при этом осталась во второй сотне рейтинга. Это говорит и о некотором улучшении инвестклимата, но и одновременно констатирует, что Россия остается отсталой с точки зрения инвестиционной привлекательности страной как для внешних, так и для внутренних инвесторов.

    Александр Баулин, Генеральный директор ИК "ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент"

    Инвестклимат зависит от комплексного воздействия различных факторов - экономических, политических, социальных и многих других. Проблемы, мешающие инвестиционной активности в нашей стране хорошо известны: это слабая  защита прав собственности, недоверие к судебной системе, коррупция.

    Попробуем поподробнее рассмотреть  совокупность отмеченных факторов, их влияние на прямые и портфельные инвестиции и  динамику в уходящем году. Макроэкономические показатели - рост ВВП, инфляция, курс рубля, баланс внешней торговли в этом году у нас в стране выглядят на общемировом фоне вполне достойно.

    Однако прямые иностранные инвестиции заметны только в автомобилестроении и электроэнергетике, а вступление России в ВТО пока никак не отразилось на притоке прямых инвестиций. Думаю самое важное для инвестиций это последовательная государственная политика на протяжении многих лет, а у нас государство одной рукой проводит приватизацию Сбербанка, а другой национализацию ТНК-БП. К тому же за последние годы роль государства в экономике только выросла, а зависимость страны от мировых цен на энергоресурсы не уменьшилась.

    Что касается судебной системы, одно дело Магницкого (кстати, связанное именно с инвестициями), последовавший акт американских властей и наш симметричный ответ оказывают на инвестиционный климат значительно большее влияние, чем все заклинания с высоких трибун.

    Коррупции во всех ветвях власти объявлена чуть ли не война. Контроль за расходами чиновников, налог на роскошь и другие по большому счету популистские меры преподносятся как большие достижения. Акции иностранных компаний чиновникам иметь нельзя, а недвижимость можно - видимо акционеров среди них мало, а недвижимость почти у всех (во всяком случае, после отставок у многих  персонажей оказываются виллы в более благоприятных для жизни странах, чем наша, где они и проводят большую часть времени). Или роскошью считается недвижимость от 1000 кв. метров. Видимо при обсуждении сравнивали у кого сколько и как бы не задеть Ивана Ивановича у которого 900 кв.м.

    До тех пор пока многочисленные борцы с коррупцией будут ездить с мигалками по встречке, трудно надеяться на серьезное улучшение инвестиционного климата и как следствие - уменьшении оттока капитала, который по итогам этого года, по оценкам Минфина, составит 65 млрд долларов.

    К тому же отток капитала, по утверждению  замминистра финансов убирает избыточную ликвидность, которая при текущем уровне развития экономики и инвестклимате невостребована внутри страны и могла бы привести к перегреву внутреннего рынка. Это отчасти так до тех пор пока имеется профицит внешнеторгового баланса, который напрямую зависит от нефтяных цен. Очевидно, капитал утекает не в поисках лучшей доходности, а с целью сохранности. И равенство всех перед законом, начиная с гастарбайтера и заканчивая министром уменьшит отток капитала лучше всякой борьбы со злоупотреблениями. Как говорил Жванецкий бороться надо не с плесенью, а с сыростью.

    Однако как говорил другой классик "оставим небо птицам", прямые инвестиции- макроэкономистам, и рассмотрим то, что нам наиболее близко и дорого - портфельные инвестиции и фондовый рынок.

    Традиционно иностранные инвесторы (а это горячий спекулятивный капитал) составляют более 50% объема на нашем фондовом рынке. Конечно, за частью из них видны уши российских собственников, но это дела не меняет. Отечественные инвесторы - и физические лица и институционалы в отечественный рынок вкладывают все меньше. В этом смысле 2012 год продемонстрировал катастрофическое снижение оборотов на спотовом рынке ММВБ и снижение количества активных счетов. Средства НПФов, которые во всем мире играют стабилизирующую роль на рынках акций, у нас в связи с обязательной ежегодной безубыточностью лежат на депозитах и в облигациях.

    Рынок бондов наверно единственная часть фондового рынка, которая имеет хороший инвестиционный потенциал, и то только в случае создания единого депозитария и прихода в Россию европейских клиринговых организаций. Что касается акций, то снижение с 6 до 2% накопительной части пенсии не будет способствовать развитию фондового рынка.

    Кроме того защита прав миноритарных акционеров находиться на очень низком уровне. За примерами далеко ходить не надо:

    - акционеры ТНК-БП могут на дивиденды не рассчитывать- это теперь не их деньги. Как следствие падение курса акций за месяц на 30%.

    - популистский выкуп ВТБ по цене размещения у части акционеров, в нарушении прав остальных,

    - оценка ОГК-2 с целью дополнительной эмиссии в пользу монополии НЕЗАВИСИМЫМ  оценщиком по 0.45р, а год назад  аудитором с мировым именем по 1.7р

    Куда смотрит регулятор?

    Эмитенты проводят делистинг, размещаются не в России, а в Лондоне или Гонконге. Список инструментов не меняется на протяжении многих лет, на 10 эмитентов приходиться 90% оборота биржи. Это застой. И объединение ММВБ и РТС пока для брокеров и клиентов заметной пользы не принесло. Можно возразить что биржа активно развивает секцию инвестиций и инноваций. Но на завышенную самооценку эмитентов этой секции без слез не взглянешь, слез от смеха. Построение МФЦ в отдельно взятой стране (что-то это мне напоминает из советского прошлого) как то застопорилось. Сколько ни говори халва, во рту слаще не становиться.

    Прогноз на 2013 год

    Улучшение инвестклимата в РФ позволит обеспечить дополнительный рост экономики  на 2,5 п.п. к тем темпам, что есть сейчас, - около 4%. Такое заявление сделал президент РФ Владимир Путин, выступая с посланием к Федеральному Собранию.

    "Реальное изменение структуры экономики, создание новых и возврат лидерства в традиционных промышленных отраслях, развитие малого и среднего бизнеса - это ключевые вопросы. В центре новой модели роста должны быть экономическая свобода, частная собственность и конкуренция", - заявил президент.

    А разве 4-5-10 лет назад заявлялось что-то другое?

    Глупо рассчитывать на зарубежные инвестиции, когда не реализуется потенциал собственных граждан. Пока молодежь валом валит учиться на международные экономические отношения, государственное и муниципальное управление, налоги и налогообложение, а дети чиновников и олигархов учатся за рубежом, трудно рассчитывать на развитие малого и среднего бизнеса. Наличие огромного количества привилегий у чиновников и проблем у бизнеса не позволяет надеяться на достижение заявленных целей. 15 лет назад быть владельцем торговой палатки было престижней, чем главой местной администрации. Без уменьшения чиновничьих привилегий и роли государства трудно рассчитывать на рост привлекательности малого и среднего бизнеса, а это основа экономики развитых стран.

    Что касается фондового рынка, здесь перспективы есть. Налоговые льготы для долгосрочных инвесторов, популяризация фондового рынка среди населения, привлечение  на рынок средств ФНБ, защита прав миноритарных акционеров должны помочь встать нашему рынку с колен.

    Беспокойство вызывает создание мегарегулятора не само по себе, а в связи с неизбежными кадровыми перестановками, борьбой за портфели, влияние и как следствие отвлечением на длительный период времени от выполнения своих основных функций.

    Поделиться