09.12.2012 23:30
    Поделиться

    Голодец: Для финансирования здравоохранения нужно 5,4 процента ВВП

    В бюджете на наступающий 2013 год, утвержденном правительством, на здравоохранение выделено 2,32 триллиона рублей - те же 3,4 процента ВВП, что и в 2012 году, хотя министерство здравоохранения настаивало на увеличении финансирования. В последующие годы оно будет даже снижаться, хотя модернизацию отрасли решено продолжить. Прокомментировать эти данные "РГ" попросила заместителя председателя правительства Ольгу Голодец.

    Ольга Юрьевна, все-таки финансирование здравоохранения на последующий период снижается?

    Ольга Голодец: Оно не снижается в абсолютных цифрах, но снижается в процентах от ВВП. Это плохой тренд, мы будем его исправлять. Для нормального функционирования здравоохранения в нашей стране нужно около 5,4 процента ВВП. Сегодня у нас тратится 3,4 процента. Хотя и при такой доле есть неплохие показатели. Но если мы достигнем 5,4 процента, то сможем выйти на вполне достижимые европейские показатели здравоохранения.

    Наиболее дорогостоящим является высокотехнологичное лечение, как правило, связанное с тяжелыми и редкими болезнями, от которых зависит жизнь человека. Средняя его стоимость - 120 тысяч рублей за человека, а тариф за одного застрахованного в системе ОМС - 7 тысяч рублей в год. Сейчас деньги на высококвалифицированную помощь выделяются из федерального бюджета, и мы делаем все, чтобы максимально сократить очереди на ее получение, и для детей, и для взрослых. Но пока проблема актуальна, и я получаю много жалоб на слишком медленное движение очередей. С 2014 года высококвалифицированная помощь войдет в систему ОМС. Наша задача - обеспечить финансами высокотехнологичную медицинскую помощь, которая должна своевременно оказываться гражданам.

    А частные медучреждения смогут в перспективе рассчитывать на господдержку?

    Ольга Голодец: Частное здравоохранение в России составляет 80 миллиардов рублей в год. Это немаленькая цифра. У частной медицины есть своя клиентура, устойчивый спрос. У них есть возможность вступить в программу обязательного медицинского страхования (ОМС), но не все частные клиники хотят работать с госзаказом. Они понимают, что в этом случае вместо привычных клиентов - богатых и представителей среднего класса - им придется работать со всеми социальными категориями, и не все на это соглашаются.

    Бытует мнение, что если зарплата врачей и бюджетников будет подниматься до 2018 года, мы лишимся многих специалистов, потому что молодежь охотно уезжает в Европу, где тоже дефицит врачей, или уходит в бизнес. С другой стороны, в Москве, вы назвали цифру - средняя зарплата врачей перевалила за 60 тысяч, но мы видим все те же очереди в поликлиниках, многие по-прежнему жалуются на уровень квалификации первичного звена. Как это противоречие разрешить?

    Ольга Голодец: Проблемы с квалификацией есть практически во всех отраслях. В музыкальных школах жалуются, что нет хорошего педагога, в больницах - что нет хорошего врача. Система квалификации не соответствует современным требованиям. Не случайно министерство здравоохранения начало преобразования с написания новых требований к образовательному процессу по всем специальностям. Это - основа основ. Нужно привести этот процесс в соответствие с современными мировыми технологиями. Сегодня эндокринолог уже не тот, на которого учили в 1970-е годы. Поэтому система нуждается в обновлении. Цикл непрерывного образования для врачей приобретает другие формы.

    Не случайно все новые высокотехнологичные центры в России строятся только вместе с учебными и симуляционными центрами, чтобы доктор мог постоянно совершенствовать свою квалификацию. Укомплектованность медучреждений новым современным оборудованием уже выросла в нашей стране в десятки раз. К программе переоснащения привязаны программы повышения квалификации. Как только поставили оборудование, тут же выезжают специальные бригады, которые проверяют, как оно работает. Если есть информация, что где-то аппаратура простаивает, сообщайте, будем разбираться.

    Поделиться