Классическую историю гибельной страсти уфимцам представили в новой "упаковке". Зрительный ряд выстроен так, чтобы максимально "погрузить" в атмосферу Рима 1800 года - именно в это время происходят события, легшие в основу драмы Викторьена Сарду "Флория Тоска", преобразованной в либретто оперы.
Великолепные декорации, имитирующие скульптуры и витражи, старинную архитектуру, последовательно воссоздают интерьер римской церкви Сант-Андреа, палаццо Фарнезе и тюрьмы Сант-Анджелло. На экране, в который превращен задник сцены, проплывают улицы Рима. Умело использованные свет и цвет, а также компьютерная графика усиливают впечатление от музыки и пения.
Новый спектакль создан группой приглашенных постановщиков. Музыкальный руководитель и дирижер - заслуженный артист России Андрей Аниханов (Санкт-Петербург), режиссер - Михаил Панджавидзе (Москва-Минск), художник-постановщик Александр Костюченко (Минск), художник по костюмам Юлия Ващенко (Минск), по свету - Сергей Шевченко (Москва), по компьютерной графике - Павел Суворов (Москва). В этом творческом коллективе единственным представителем Уфы является хормейстер-постановщик заслуженный деятель искусств РБ и РФ Эльвира Гайфуллина, бессменный руководитель первоклассного хора.
Главные партии исполняют несколько составов. В премьерных спектаклях были заняты: солистка Большого театра России и Большого театра Беларуси Екатерина Головлева, солистка Башкирской оперы Лариса Ахметова (Флория Тоска), солист Большого театра Беларуси Станислав Трифонов, солист Екатеринбургской и Башкирской оперы Владимир Копытов (барон Скарпиа).
Партию Каварадосси в оба премьерных дня с успехом пел солист Новосибирской оперы Владимир Чеберяк, хотя в Уфе ожидали любимца публики заслуженного артиста Башкортостана Ильгама Валиева, который работает теперь в Екатеринбургском театре. И хотя Ильгам участвовал в репетициях, на спектакль приехать не смог.
По словам режиссера-постановщика Михаила Панджавидзе, концепция спектакля подразумевала историю взаимоотношения художника и государства.
- Это история вечного противостояния либеральных идей, которые исповедуют представители артистических кругов, и консервативного начала, присущего любому государству, - определил он "генеральную линию".
Но предельно ясно выписанный политический фон ушел на второй план, когда зазвучала музыка. Спектакль получился о любви - густо замешанной на страсти и ревности, безоглядной и роковой.
И хотя режиссер всячески подчеркивал, что не склонен оправдывать Тоску, которая становится предателем и убийцей только из-за своих амбиций и страстей, зрительный зал попал под магическое воздействие этого сильного яркого характера. Спектакль, который специалисты называют лакмусовой бумажкой для определения профессионального уровня труппы, несомненно, стал событием в театральной жизни Башкортостана.