10.12.2012 13:16
    Поделиться

    В Перми состоялась премьера оперы по сказам Бажова

    Пермский театр оперы и балета представил премьеру для всей семьи - оперу-сказ "Малахитовая шкатулка" по сказам Павла Бажова.

    Весь XX век волшебные истории о могущественной Хозяйке Медной горы, открывающей свои богатства избранным и скрывающей их от алчных и злых людей, были весьма популярными в книгах, изобразительном искусстве и театральных постановках. К ней прибегал кинематографист Александр Птушко, композиторы Сергей Прокофьев, Кирилл Молчанов. Самая известная Хозяйка Медной горы на сцене - правда, в балетном исполнении - знаменитая Майя Плисецкая.

    Возродить былой интерес к теме бажовского эпоса решился композитор и главный хормейстер Пермского театра оперы и балета Дмитрий Батин. "Малахитовая шкатулка" - это второе оперное произведение, поставленное им на сцене театра, и вторая совместная работа композитора с режиссером Ольгой Эннс (первой была опера "Призраки Рождества", премьера 2010 года). Художником-постановщиком спектакля выступила Галя Солодовникова, номинированная в свое время на "Золотую маску" за коллекцию костюмов к опере "Золотой петушок" в Большом театре. Музыкальный руководитель постановки и дирижер - Евгений Кириллов.

    В основу либретто Юлии Селиной легли два сказа из сборника Павла Бажова - "Хозяйка горы Медной" и "Малахитовая шкатулка". Сюжет известен: Хозяйка Медной горы открывает свои богатства камнерезу Степану и за его смелый характер помогает ему и его невесте Настеньке избавиться от крепостной зависимости. У нее только одна просьба к Степану - не вспоминать о ней. Однако привороженный красотой камней и самой Хозяйки Медной горы, он отправляется на ее поиски и пропадает в шахтах, оставив на память жене и дочери Танюше подарок хозяйки гор - малахитовую шкатулку.

    Прошли годы: Танюша стала первой красавицей на селе, но красота ее таинственна и зловеща, как драгоценные камни в малахитовой шкатулке, доставшейся от отца. Когда к ней сватается барин Турчанинов, она заключает с ним уговор: свадьба будет, но после того, как он покажет ей малахитовую палату во дворце императрицы…

    Билеты в кассах театра были раскуплены задолго до премьеры. Даже на прогоне - последней генеральной репетиции - зал был заполнен почти на треть. Это и понятно: Бажовские сказы о жизни уральских каменотесов и красоте камней-самоцветов всегда завораживали удивительной магией, а тут еще музыка пермского композитора. Прибавьте к этому "забытость" темы и возможность побывать на спектакле всей семьей.  Опера-сказ, как назвали ее сами создатели - "страшная сказка для семейного просмотра" - обещала стать и стала интересной зрителям любого возраста.

    К тому же дети в этом спектакле выступают не только главными зрителями, но и непосредственными участниками действа: роли юрких маленьких ящерок, коих так много на уральских горах, играли пермские школьники. Проект, родившийся три года назад и получивший название "Дети на оперной сцене", до сих пор пользуется популярностью.

    Постановщикам удалось создать на сцене загадочную, пограничную атмосферу двух миров - бытового и фантастического. "Земной" мир подчеркнут яркими, солнечными красками - костюмы молодежи на рабочей гулянке, платья придворных дам - контрастно оранжевые, малиновые. "Потусторонний" мир, где властвуют другие, неведомые нам законы и ценится иная красота, выполнен в холодных, отстраненных тонах. Изобилие белого, перламутрового пугает и влечет одновременно. Картины быта соседствуют с выдуманными, живущими только в воображении, предметы из реальной жизни - с метафорическими. Несколько приближает к духу и форме первоисточника - уральскому сказу - только голос рассказчика, отделяющий смену картин.

    - Все это сделано сознательно, чтобы расширить пространство для развития идеи, - поясняет режиссер-постановщик Ольга Эннс. - В спектакле нет четких исторических рамок: он построен на эклектике стилей, фактов, образов. Мне кажется, наш спектакль получился очень многослойным.

    На сцене практически не было ожидаемого зеленого цвета, разве что сама шкатулка да задник сцены в финале спектакля, оформленный малахитовыми вставками. И даже сама Хозяйка Медной горы была в белом. Белыми были и украшения, подаренные ею Степану, а после перешедшие к его дочери Танюше.

    Основа декораций - резкие грани, изломы, неожиданная игра света сродни северному сиянию. У взрослого зрителя возникают сложные ассоциации, а юная публика видит прежде всего красоту.

    - Мне хотелось сделать дизайнерское, а не "нарядное" решение - через интересные пропорции пространства, через большие плоскости, а не множество мелких деталей, - говорит художник-постановщик Галя Солодовникова. -  Поэтому в нашем спектакле образ Хозяйки Медной горы выражается через геометрию - камней, сталактитов, самоцветов. Чтобы она ассоциировалась не только с малахитом как драгоценным камнем, а воспринималась бы как душа гор.

    - В опере Хозяйка Медной горы поначалу очень холодная, отстраненная, и в музыке это передают красивые, но колючие интонации, - говорит композитор и хормейстер-постановщик Дмитрий Батин. - Во втором действии в ней просыпаются материнские чувства, и я в гармониях и оркестровке постарался добавить теплоты. Хозяйка Медной горы становится более человечной.

    Однако это не помешало ей забрать дочь Степана Танюшу от мира, матери и ожидающего счастья жениха в свое горное царство. Отчего барин Турчанинов сошел с ума, а малахит на его приисках весь пропал. Да еще с тех пор, "сказывали, будто Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях люди видали".

    Впрочем, музыкальный финал все равно оптимистичен: любая страшная сказка должна завершиться хорошо. Мощно звучит хоровая тема "красота уральских гор", и спектакль завершается на позитивной ноте.

    Поделиться