10.12.2012 23:00
    Поделиться

    Петр Топычканов: Террористы пока не способны подготовить ядерную атаку

    Петр Топычканов, старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН:

    - Вероятность того, что в обозримом будущем какая-либо страна применит ядерное оружие (ЯО), невысока. Среди государств, обладающих им, сейчас конфликтуют только Индия и Пакистан. Но они не рассматривают ядерное оружие в качестве реального инструмента решения противоречий, и, насколько известно, ядерные боеприпасы хранятся у них в разобранном виде.

    Если говорить об угрозе со стороны Израиля, то, во-первых, мы ничего не знаем о статусе его ядерного оружия. Во-вторых, нужно понимать, что Израиль не может нанести ядерный удар в ответ на атаку с использованием обычных вооружений. Иначе он потеряет легитимность в глазах мирового сообщества. Единственной угрозой, в ответ на которую Израиль может применить ЯО, способна стать вероятная ядерная угроза со стороны Ирана. Но западные государства вряд ли допустят появления ЯО в этой стране. Для этого они уже не раз применяли силу. Например, были убиты иранские ученые, участвовавшие в ракетных и ядерных программах. Также можно вспомнить атаку на ядерные объекты исламской республики с помощью компьютерных вирусов Stuxnet. Очевидно, что если Иран вплотную подойдет к созданию ЯО, против него будут приняты и более жесткие меры.

    Говоря о вероятности ядерного удара, нельзя обойти проблему распространения ядерных технологий, которые становятся все более доступными. Если раньше ЯО было оружием сильных стран, то сейчас оно рассматривается как оружие бедных стран. Существуют возможности для нелегального обмена технологиями и материалами. Вспомним недавнюю историю с "черным рынком" ядерных технологий, названным в честь пакистанского ученого Абдул Кадир Хана. Мы, например, не контролируем контакты, которые происходят между Пакистаном и Саудовской Аравией. Вполне может быть, что Саудовская Аравия, которая финансово помогла Пакистану в его ядерной программе, захочет получить ЯО. Такие контакты могут существовать между целым рядом стран, и многие из них, возможно, заинтересованы в получении ЯО.

    Кроме того, существует угроза ядерного терроризма. Террористические организации могут создать и применить примитивное ядерное устройство - "грязную бомбу". Это устройство не разрушит город, но обеспечит радиоактивное загрязнение. Такая угроза существует практически в любой стране - в США, России, странах ЕС, Японии, Южной Кореи, Сингапуре и т.д. Соответственно, перед многими странами встала проблема обеспечения эффективного пограничного контроля. Кстати говоря, Россия достигла существенного прогресса в этой области.

    Но пока вероятность проведения ядерного теракта оценивается как невысокая. После 11 сентября многие террористические организации потеряли значительные ресурсы - их счета были заморожены. Сейчас они представляют собой, скорее, не организации, а разрозненные группы локального значения. В нынешних условиях им трудно организовать атаку с применением ЯО. Хотя нельзя исключать, что в подготовке такой атаки террористам могут оказывать помощь отдельные государства.

    Нельзя сбрасывать со счетов и угрозу проведения диверсий или возникновения аварий на ядерных объектах. Так, пару лет назад произошло террористического нападение на Баксанскую ГЭС в Кабардино-Балкарии. Последствия диверсии на АЭС могут быть сопоставимы со взрывом "грязной бомбы". К тому же сейчас атомная энергетика развивается в целом ряде стран, где условия для обеспечения безопасности оставляют желать лучшего. Если даже в Японии с ее высокой культурой безопасности эксплуатации ядерных станций произошла авария, что говорить о странах, вообще не имеющих опыта обращения с АЭС.

    Ну и пока в мире существуют значительные арсеналы ЯО, нельзя исключать вероятности аварий при его хранении или транспортировке. Например, в 2007 году в США разразился скандал, когда выяснилось, что стратегический бомбардировщик пролетел над территорией Америки с ядерным оружием на борту. Суть в том, что это оружие было неучтенным - о том, что оно находилось на борту, не знали ни пилоты, ни наземные службы.

    Поделиться