05.12.2012 23:25
    Поделиться

    Ольга Голодец: Критерии оценки вузов должны быть взвешенными

    Продолжаем публиковать отчет с "Делового завтрака" в редакции "Российской газеты" с вице-премьером правительства РФ Ольгой Голодец (начало - в номере "РГ" за 5 декабря). Эту часть публикации мы посвятили многогранной теме образования в нашей стране на всех его уровнях.

    О детских садах

    Когда все родители, которые стоят в очереди за место в детском саду, будут обеспечены этими местами, и как пойдет развитие дошкольного образования? Будет ли зарплата воспитателей в детских садах тоже приравнена к какому-то показателю в экономике, чтобы привлечь кадры?

    Ольга Голодец: Согласно указу президента проблема с местами в детских дошкольных учреждениях должна быть решена к 2016 году. Мною перед регионами ставится задача ликвидировать очередность так быстро, как это возможно. Откладывать нельзя - ведь дети подрастают, им нужно место прямо сейчас. Большие ожидания регионов связаны с поручением председателя правительства о выделении средств на создание полумиллиона новых мест для дошкольников в течение трех лет. Эти деньги необходимы для решения наболевшей проблемы с местами.

    Региональные власти четко понимают задачу и задействуют серьезные ресурсы для того, чтобы строить детские сады. К началу ноября 14 регионов решили проблему для детей от трех лет и старше. Например, в Санкт-Петербурге нет очереди для детей от трех до семи лет, но следующее поколение детей в городе больше нынешнего, и проблема остается острой. Эту задачу удалось решить и на моем предыдущем месте службы, в Москве, - за счет ряда мер у всех жителей столицы появилась возможность отдать детей в детсады. Но останавливаться рано, я уверена, что дети должны получать лучшие условия для обучения и развития. Вложения в человеческий капитал - залог успешного будущего страны.

    Кстати, мы рассчитываем и на государственно-частное партнерство в этой сфере. Есть регионы, которые стремятся вовлечь частные детские сады в оказание государственных услуг с соответствующей оплатой из бюджета. Для родителей ведь неважно, частный садик или государственный, - главное, чтобы в нем хорошо, по всем стандартам, обращались с ребенком, а обучение было бесплатным. Но процент негосударственных детсадов в России пока, к сожалению, маленький. Процесс идет медленно по очень простой причине - вкладывать деньги в детский сад невыгодно. По сравнению со многими видами коммерческой деятельности социальная сфера не особенно доходная, но при этом требует и призвания, и ответственности. Поэтому мы разрабатываем программу содействия тем компаниям и предпринимателям, которые готовы идти в социальный бизнес, в развитие социальной сферы. Подобные проекты, соблюдающие все правила и нормативы, будут государством поддерживаться.

    О заработной плате. Зарплата педагогов дошкольного образования будет повышена до величины средней зарплаты по общему образованию. Сейчас в общем образовании зарплата в большинстве регионов - средняя по экономике, а в дошкольном - 80 процентов от общего. Там, где выплаты уже выросли, например, в Москве, видно и обновление кадров, и изменение отношения к дошкольному образованию.

    О школах

     
    Видео: Александр Шансков/РГ

    Сейчас идет тенденция к объединению школ. Она связана с финансовыми вопросами или это новая модель?

    Ольга Голодец: Школе выгодно иметь много учащихся. Когда школа большая, вы можете подобрать самых лучших педагогов и платить им большую зарплату. Если у учителя нет полной нагрузки, то он не вырабатывает свою ставку. В рейтингах школ, которые делаются разными регионами, большие школы, как правило, на верхних позициях. Но есть уникальные небольшие школы. Например, школа Михаила Случа или "Лига школ". Они небольшие по количеству учащихся, но директор построил работу так, что может привлекать высококвалифицированных педагогов.

    В вопросе объединения школ важно помнить, что в конечном решении всегда участвуют педагогический коллектив учреждений и родительские комитеты. Без их согласия провести объединение невозможно.

    Это большие города, а в сельской местности?

    Ольга Голодец: В сельской местности есть примеры больших успешных школ. Я была в такой школе в Калининградской области, куда привозят детей из разных населенных пунктов. Несмотря на то что это сельская школа, она одна из лучших по уровню оснащения в России. Ребенок приходит в совершенно иное пространство, где есть и музыкальная школа, и бассейн, и все виды спортивных занятий, есть Интернет и электронные сервисы, различные мультимедийные средства. В такую школу можно подтянуть действительно лучшие кадры, и этот опыт нужно распространять.

    Вместе с тем останутся и небольшие сельские школы, потому что есть, например, горные районы, в которых сложно перевозить детей, особенно малышей. Есть школы на 100 человек, на 50, но не должно быть ситуации, которую я видела на Дальнем Востоке, где в школе учился единственный ребенок, и его оставили на второй год, чтобы школа не закрылась. Главный принцип: не ребенок для школы, а школа для ребенка. Государство и школа должны сделать все, чтобы каждому ребенку было дано хорошее образование и у него были комфортные условия. Ребенок из глубинки не должен быть ничем обделен.

    В Госдуму поступил законопроект о тестировании на наркотики в школах. Это будет обязательная процедура?

    Ольга Голодец: Проверка на наркотики - опция, которой можно воспользоваться, но она, конечно, не будет обязательной. В законопроекте написано однозначно: если кто-то изъявляет желание, то государство за свой счет предоставит возможность сдать соответствующие тесты. Но если не будет желания родителей, заставить ребенка пройти тест никто не имеет права.

    О высшем образовании

    У многих людей взгляд на наше образование такой: известные люди отправляют своих детей учиться за границу. Вот и оценка нашего образования!

    Ольга Голодец: Я знаю много не очень состоятельных и известных людей, которые тоже отдают своих детей учиться за границу. Слава богу, что сегодня у каждого гражданина есть выбор, где учить своего ребенка. Образование должно быть глобальным, не может быть административных ограничений. Нельзя требовать, чтобы все учились только в России.

    Дети и родители справедливо ориентируются на то, что в мировом разделении труда, в разделении образования есть страны-лидеры в разных областях знаний. Наше образование по многим позициям, мягко говоря, не хуже. Мои дети учились в России, мои племянники учатся в России.

    Наша страна сильна в определенных областях, например, некоторые наши технические вузы высоко котируются в мире. Для того чтобы поддерживать их на высоком уровне, потребуются новые инвестиции, новые лаборатории и новое оборудование. Есть задача развивать в России и сильное экономическое и бизнес-образование.

    В свое время была дискуссия о том, что дети чиновников не должны учиться за границей. Ваше отношение к этому?

    Ольга Голодец: У профессионалов и так немного стимулов для работы на госслужбе - например, зарплата существенно меньше, чем в бизнесе. Ограничивать права чиновников неправильно, они должны оставаться в равных условиях с остальными гражданами России. Если мы хотим иметь нормальное чиновничество, эффективную систему управления в стране, то госслужащие должны быть поставлены в те же условия, что и все остальные граждане. При этом, безусловно, необходим тщательный контроль, в том числе общественный, за доходами и расходами чиновников.

    О рейтинге вузов

    Как вы относитесь к нашумевшему рейтингу неэффективных вузов?

    Ольга Голодец: Критерии оценки вузов должны быть взвешенными. То, что внизу рейтинга оказался целый ряд художественных и гуманитарных вузов, говорит лишь о том, что критерии нуждаются в доработке. Я думаю, что министерство извлечет из этого урок, усовершенствует методику оценки.

    Но начавшееся обсуждение этого вопроса в обществе как раз позволит создать рейтинг, который будет понятен людям и который станет реальным стимулом для улучшения показателей. Уверена, что подобные рейтинги необходимы, чтобы у каждого жителя России была возможность разобраться, чем отличаются учебные заведения, сделать правильный выбор. Так, в Москве нам удалось создать прозрачный и адекватный рейтинг столичных школ - теперь родителям проще принимать решение, куда пойти учиться их детям.

    Мы правильно поняли, что административных решений в виде изменений контрольных цифр приема, закрытия вуза по результатам рейтинга не будет?

    Ольга Голодец: Сейчас Министерство образования прорабатывает взвешенные подходы к совершенствованию рейтинга. Каждый вуз должен представить в министерство свою программу развития, которая будет оцениваться. Административных решений на данный момент нет.

    О гармоничном развитии

    Какова перспектива развития системы дополнительного образования? Родители сейчас встревожены тем, что может быть ограничено количество бесплатных занятий в кружках четырьмя часами.

    Ольга Голодец: Прежде всего надо успокоить родителей, сокращения бесплатных занятий не планируется. Мы хотим сделать дополнительное образование таким, чтобы оно было интересно ребенку. Сегодня разными видами допобразования охвачено около 50 процентов школьников; мы ставим задачу довести в ближайшие три года охват до 75 процентов.

    В стране 5,5 тысячи музыкальных школ, и многие из них находятся в неудовлетворительном состоянии. Заметная часть требует ремонта, серьезные изменения нужны и в содержательной части, где все еще учат по старинке. Вся система образования в мире шагнула далеко вперед, и то, на что раньше тратили десятки часов, сегодня с помощью новых технологий может быть освоено ребенком гораздо быстрее. Да и ребенку часто неинтересно учиться по старым методикам.

    Хороший пример - общеобразовательные школы, где произошел серьезный рывок. В младших классах все построено на том, чтобы ребенку было интересно сделать каждый следующий шаг. Так же должна быть перестроена и система дополнительного образования. По моему поручению разрабатываются новые программы в области художественного искусства, развития ребенка, в области физкультуры и спорта. Вместе с тем нужно сохранить сильные стороны, которые есть. Скажем, систему хореографических училищ, музыкального предпрофессионального образования.

    Обратная связь

    В Госдуме поддерживают предложение вице-премьера Ольги Голодец, поручившей профильным министерствам разработать поправки в законодательство об учете всего времени, проведенного в декретном отпуске, в пенсионном стаже женщины, независимо от количества детей. Голодец в интервью "Российской газете" 5 декабря заявила, что должно компенсироваться столько времени, сколько мама находится в отпуске по уходу за ребенком, независимо от того, первый это ребенок или седьмой. "Конечно, мы поддержим такой законопроект. Однозначно. Это абсолютно правильный и справедливый подход, и такое предложение укрепляет социальные гарантии родителей, а также повышает социальную значимость воспитания детей как вида деятельности", - заявила РИА Новости 1-й зампред думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина.

    Кстати

    О чем еще говорили на "Деловом завтраке" с вице-премьером

    • Сейчас проводятся расчеты, сколько может реально получить человек, вышедший на пенсию позже, чтобы людям этот сценарий был интересен и выгоден. Но речь идет исключительно о добровольном выборе.
    • Во всем мире широко применяются корпоративные пенсионные системы. У нас этот рынок пока охватывает лишь 7 миллионов человек. И это должен быть понятный, простой и эффективный, с точки зрения финансов, рынок. Наша задача - создать стимулы для его развития, например, финансовые льготы, считает вице-премьер. По ее поручению уже подготовлен проект закона об отмене подоходного налога с корпоративных пенсий.
    • На ближайшие три года бюджет выделил на гражданскую науку триллион рублей. Кто, сколько и на что потратит эти деньги?
    • Государственные медучреждения часто оказывают платные услуги в том случае, когда они должны предоставляться бесплатно. Ольга Голодец советует, как надо поступать в такой ситуации.

    Фоторепортаж
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Поделиться