03.12.2012 23:43
    Поделиться

    На развитие инновационных кластеров выделят около 5 млрд рублей

    Начиная с 2013 года ежегодно в течение 5 лет из федерального бюджета предполагается выделять средства в объеме до 5 млрд рублей на развитие пилотных кластеров с учетом оценок их инновационного и производственного потенциала. Субсидии будут предоставлять на условиях софинансирования реализации программ развития инновационных территориальных кластеров регионами с учетом уровня их бюджетной обеспеченности. Работа по созданию инновационных территориальных кластеров имеет хорошее будущее, так как предполагает реальные шаги государства в области поддержки наукоемких технологий.

    Кластер создает базу для взаимодействия при решении общих проблем компаний одного сектора, как и смежных секторов. Они не только конкурируют за квалифицированные кадры, финансовые ресурсы или рынки сбыта, но и сотрудничают, когда речь идет о формировании требований к инфраструктуре или обеспечении компаний кластера кадрами нужной квалификации.

    Часто кластер становится благоприятной зоной для малых высокоспециализированных компаний. Именно они способны гибко реагировать на изменения потребительского спроса. Ситуация вполне может сложиться и по-другому. Организующим центром кластера может стать одна или сразу несколько крупных компаний. Разве в автомобильной промышленности или ядерных технологиях роль "первой скрипки" играют малые компании? Другое дело, что эффективное использование преимуществ кластера позволяет компании претендовать на нечто большее, чем работа на местном рынке.

    Значит, кластеры не замыкаются в региональных границах?

    Мария Глухова, управляющий директор по экономической политике и конкурентоспособности Российского союза промышленников и предпринимателей: Кластер - открытая структура, что подтверждают успешные кластеры на Западе. Даже национальный рынок может быть тесен для успешной компании, не важно, из "традиционного сектора" или высокотехнологичного.

    Так государство, заинтересованное в кластерах, и создает их?

    Глухова: Есть самые разные варианты, но все-таки более частый - государство создает условия для возникновения кластера, способствует их развитию, но не инициирует этот процесс (хотя и такие случаи нередки). Государство может создать спрос на продукцию или услуги, поучаствовать в повышении качества образования (дефицит квалифицированных кадров - не только российская проблема) или проведении исследований. Кроме того, "сверху" могут прийти инвестиции, особенно если проекты имеют социальный, экологический, экономический, инфраструктурный характер.

    Кластерная политика, безусловно, эффективный инструмент и для сильных высокотехнологичных развитых регионов, и для тех, кто привык к дотациям.

    Словом, кластеры - панацея от всех экономических бед?

    Глухова: К сожалению, это не так. Кризис может также ударить по кластеру, как и по любому другому региональному экономическому образованию. А падение спроса на ту или иную продукцию может уложить на лопатки целый регион.

    В России утвержден перечень из 25 кластеров. Какими критериями руководствовались при отборе?

    Глухова: Есть четыре блока критериев. Научно-технологический и образовательный потенциал; производственный потенциал; качество жизни и уровень развития транспортной, инженерной, энергетической, жилищной инфраструктуры, а также уровень организационного развития кластера. Пока принято решение руководствоваться инновационной ориентированностью минуя этап промышленных кластеров. Да и сумма, предусмотренная на поддержку инновационных кластеров на следующий год, не так велика, как предполагалось. Зато активизируется инициатива снизу, в регионах стали появляться специализированные институты, занимающиеся вопросами развития кластеров в Самарской, Астраханской, Воронежской, Курганской, Томской областях, Республике Татарстан и других регионах.

    Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года включает развитие кластеров?

    Глухова: Предусматривает, причем речь идет о формировании территориально-производственных кластеров как ориентированных на высокотехнологичные производства, так и создаваемых на слабоосвоенных территориях. Предполагается оказание поддержки высокотехнологичным кластерам, в том числе через продвижение их продукции. Что касается отобранных инновационных кластеров по прогнозу в 2016 году совокупная выручка должна составить 3810,6 млрд руб. в ценах 2011 года.

    Каковы направления кластерной политики в России?

    Глухова: Их несколько. Территориально-производственные кластеры ориентированы на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики. Концентрируются такие кластеры в основном в урбанизированных регионах. В рамках оказываемой поддержки нельзя забывать и о помощи в защите прав интеллектуальной собственности за рубежом - это особенно важно для малого и среднего бизнеса. Второе направление - развитие территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий. Третье направление - туристско-рекреационное. Речь идет о комплексном развитии территорий с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, богатым культурно-историческим наследием.

    Одним из приоритетов программ развития инновационных территориальных кластеров является создание высокопроизводительных рабочих мест. Сколько народа работает и сколько будет работать в ближайшем будущем?

    Глухова: По оценкам минэкономразвития, в 2011 году общее число рабочих мест на предприятиях и организациях - участниках кластеров с уровнем зарплаты, превышающей на 100% средний уровень в регионах базирования кластера, составило 179 617 единиц. В 2016 году их количество увеличится на 84,7%. В среднем выработка на одного работника по предприятиям и организациям-участникам за 2011 год составила 1955,2 тыс. руб. Ожидается, что в 2016 году этот показатель достигнет цифры в 3629,5 тыс. руб.

    Каковы условия, чтобы эти цифры стали реальными?

    Глухова: Необходимо обеспечить стабильность политики в данной сфере. Резкая смена "правил игры" - увеличение фискальной нагрузки на бизнес или отказ от запланированной поддержки - может оказаться критичной для успешного развития кластеров, особенно на начальных этапах.

    Поделиться