03.12.2012 23:47
    Поделиться

    Индекс предпринимательской уверенности в РФ составил 7 процентов

    В первом полугодии 2012 года общим стремлением и заказчиков, и поставщиков ИТ-услуг стало повышение эффективности затрат и поиск инструментов для их оптимизации, а также освоение дополнительных перспективных направлений развития, свидетельствует исследование Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

    Более четким стал фокус на удовлетворение прагматичных потребностей клиентов, оперативности принятия решений. Период посткризисной депрессии позволил многим заказчикам глубже понять и оценить степень зависимости эффективности своего бизнеса от ИТ-услуг. Так, растет интерес к "облачным вычислениям". Положительные изменения спросовой ситуации и экономического положения стали определяющими для роста индекса предпринимательской уверенности - главного индикатора, характеризующего состояние делового климата в ИТ-сфере. В первом полугодии 2012 года его значение составило 7%.

    Однако имеющийся и накопленный потенциал жизнеспособности интеграторов ИТ-услуг реализован не полностью. Существует еще немало барьеров, сдерживающих активное становление отрасли. Предприниматели по-прежнему озабочены финансовыми проблемами. Это и налоговый прессинг, и недостаток финансовых средств, и неплатежеспособность потенциальных клиентов, а также высокая стоимость аппаратных средств, ПО, средств и услуг связи. Кроме того, большинство ИТ-компаний страдают от недобросовестной конкуренции со стороны других организаций.

    "Для нас это в первую очередь участие в госконкурсах "no name" компаний, специально образованных для этой цели, не обладающих необходимой компетенцией. Реализовать проекты они не в состоянии. Выигрывают по заниженной цене, получают аванс и срывают проект. Зато часто готовы "отойти" и получить "комиссию" за неучастие, - поясняет Борис Бобровников, генеральный директор компании КРОК. - Любой интеллектуально емкий проект рождается после многолетних вложений компании в свою компетенцию. Поэтому принять участие в тендере на сложную систему, в котором предлагается реализовать решение, с которым компания-игрок ни разу не сталкивалась, будет равнозначно обрушению инвестиций других компаний рынка. Есть компетенции - можно пробовать победить, но вот если их нет - не потрачены средства на лабораторию, инженеры не пощупали технологию, - невозможно честно конкурировать, обязательно будет демпинг".

    Определенные осложнения в развитии телекоммуникационной отрасли вызваны демпингом, который отдельные компании используют для проникновения на новые для себя рынки, продолжает Дарья Абрамова, руководитель отдела маркетинговых коммуникаций Orange Business Services в России и СНГ: "И хотя для заказчиков это означает некоторое снижение цены, результатом подобной деятельности, к сожалению, становится ухудшение качества предоставления услуг в соответствующем сегменте рынка". Низкая цивилизованность рынка технического сервиса по-прежнему остается серьезной проблемой, развивает тему Вадим Стеценко, старший вице-президент группы компаний MAYKOR: "Конкурентный ландшафт включает определенный тип участников, которые играют не по правилам. Прозрачные компании платят "белую" зарплату и налоги, заботятся об охране труда, инвестируют в обучение и техническое оснащение специалистов. Однако есть компании, которые работают по-другому. Их усилиями появляются демпинговые цены, безответственное отношение к качеству и результатам выполнения проектов".

    Каждый третий участник опроса констатировал недостаток квалифицированного персонала. Масштаб бедствия уже заставил компании задуматься о своих будущих сотрудниках. "Существуют различные инициативы бизнеса по привлечению профессиональных кадров, в частности, многие компании уже давно работают по принципу "помоги себе сам" и выращивают необходимых себе специалистов с нуля. Это делается за счет сотрудничества с учебными заведениями, разработки специальных программ и внедрения их в учебный план студентов, интернатуры и стажировки в компаниях", - рассказывает Александр Василенко, глава представительства VMware в России и СНГ.

    Вместе с тем, ИТ-индустрия сохраняет за собой статус одной из немногих успешных направлений экономики. В отрасли при относительно невысоких входных издержках и имеющейся концентрации талантливых специалистов высока вероятность быстрого достижения рентабельности проектов, отмечают в НИУ ВШЭ.

    Поделиться