03.12.2012 23:33
    Поделиться

    РФ нуждается во внедрении высокотехнологичных систем электроснабжения

    Отраслевые стандарты прописаны под щелочные и свинцово-кислотные аккумуляторы
    В России больше половины населения живет вне системы централизованного электроснабжения, многие люди живут там, где электроснабжение есть, но оно дорого и ненадежно. И абсолютно все зависят от постоянно растущих в цене стоимости подключения к сетям и, собственно, самого электричества.

    Вот пример от бизнеса. В Нижнем Новгороде стоят типовые жилые дома, присоединенная мощность рассчитана на 6 мегаватт потребления с учетом пиковых нагрузок. Таких пиков - два, утром и вечером. В остальное время потребляется от силы 50 процентов электроэнергии. Рядом планируется строительство большого торгового центра, и, чтобы его запитать, нужно километров десять тянуть кабель, поскольку источников энергии на месте нет. Вопрос - могут ли дома "поделиться" своими излишками с торговым центром?

    Еще пример - от домохозяина. Раньше в дачных домиках были лампочка и холодильник, теперь под современные электроприборы нужно 10 кВт и больше. Цены в регионах разнятся, но, допустим, в Подмосковье присоединение к сетям обойдется в 100-150 тысяч рублей. Но, присоединяя эти киловатты, дачник реально использует всю мощность редко. Еще есть разница в тарифах на электричество. Житель Подмосковья может выбрать тариф "день-ночь" и платить 4 рубля 11 копеек днем и 1 рубль 39 копеек ночью. При этом теоретически потребитель может помочь себе и энергосистеме: накопить дешевую ночную энергию и самому использовать ее в пиковые часы либо отдавать излишки обратно в сеть. "Умные" потребители смогут так взаимодействовать с системой, что в конечном счете поднимется ее КПД, будут отсрочены инвестиции в новое строительство и снизятся предпосылки для роста тарифов.

    Между тем оборудование энергосистем изношено, требует резервирования под пиковые нагрузки, объекты генерации не в состоянии останавливать свои мощности в ночные часы спада потребления и продолжают вырабатывать энергию практически "вхолостую". В Москве, например, резерв энергосистемы во время дневного спада потребления - не менее 0,7 ГВт, резерв на протяжении 7 ночных часов - не менее 4ГВт.

    Есть еще вариант - комбинировать энергию из сети и энергию из возобновляемых источников. Накопив энергию ветра и солнца, ее можно тратить на собственные нужды, а можно - опять же пока теоретически - отдавать излишки в сеть, зарабатывая на этом и окупая установку солнечных панелей и ветрогенераторов. Вопрос в следующем: как не просто кнопкой "вкл-выкл" регулировать процесс, а реализовать модель "интеллектуального" потребления энергии? Для этого нужны технические решения, чтобы накапливать энергию и в нужный момент выдавать ее в сеть, и необходима законодательная поддержка, чтобы эти решения стали легитимными.

    На недавнем заседании рабочей группы "Инновации в электроэнергетике" мы обсудили с учеными, производителями, проектировщиками, строителями, чиновниками эти задачи. Россия сегодня в состоянии производить аккумуляторные батареи большой энергоемкости - так называемые АББЭ. На их основе можно собирать накопители энергии, которые могут работать и в режиме "генерация", и в режиме "потребление". Но именно из-за этой "двойственности" - генерация/потребление - системы накопления энергии не квалифицированы на рынке мощности, локальный потребитель не может продать в сеть излишки электроэнергии. Пока "сетевой накопитель" - лишь модные слова, этот элемент в энергосистеме не узаконен. Нужны отраслевые правила, необходима позиция системного оператора.

    Задача не только в пилотном, а в последовательном, массовом внедрении высокотехнологичных систем. Это уже сегодня можно делать без увеличения стоимости проектов

    Другая проблема - бесправие потребителя, он исключен из процесса формирования цены на услуги предоставления электроэнергии. Чтобы сделать потребителя полноправным субъектом, нужны изменения в закон об электроэнергетике.

    Кроме того, сегодня отраслевые стандарты и правила прописаны под свинцово-кислотные или щелочные аккумуляторы, то есть строго формально преимущества батарей большой энергоемкости остаются "за рамками". К примеру, при превышении температуры на 1 градус выше заявленной нормы свинцово-кислотные батареи теряют до 10% емкости. Под их замену - из-за ядовитых паров - нужны специально оборудованные комнаты. Батареи большой емкости в меньшей степени зависят от внешних температур, проще в эксплуатации, но, следуя инструкциям и правилам, невозможно установить более емкие и надежные, с большим временем наработки на отказ системы. Поэтому, пока мы не заложим технические требования к новому оборудованию на уровне стандартов и требований, о системном внедрении инноваций говорить преждевременно.

    Наконец, под изменение требований нужна "доказательственная база" на основании внедренных решений. Ее можно создать через реализацию пилотных проектов. Но как выглядит большинство "пилотов" по закупке инновационной продукции сегодня? Разработчик вкладывает в "железо", инжиниринг, испытания, сертификацию. Потом готовый продукт по договору аренды с минимальной ценой передает заказчику. А заказчик после окончания срока договора возвращает продукцию даже при том, что продукция показала свое техническое и экономическое преимущество. Не факт, что заказчик приобретет высокотехнологичную продукцию и инноватор сможет окупить свои инвестиции. Успешная опытная эксплуатация, по сути, может и должна стать основанием для внесения изменений в техническую часть конкурсной документации.

    Безусловно, задача не только в пилотном, а в последовательном, массовом внедрении высокотехнологичных систем. Это уже сегодня можно делать без увеличения стоимости проектов, а чем дороже киловатт-час и чем больше прав будет у потребителя энергии, тем больше будет резонов установить системы накопления. Управлять потреблением энергии можно и на уровне частного дома, и на промышленном предприятии - от малого до крупного, и на уровне распределительных сетей при передаче энергии.

    Поделиться