29.11.2012 23:07
    Поделиться

    В Центре дизайна ARTPLAY развернется "Сверлийский проект"

    Увертюра к опере "Сверлийцы" Бориса Юхананова и Дмитрия Курляндского, 2, 3 и 4 декабря, Центр дизайна ARTPLAY.

    Автор всего "Сверлийского проекта", в который входят помимо увертюры еще и сам роман-опера "Сверлийцы", Борис Юхананов, режиссер, педагог и теоретик нового театра, один из создателей параллельного кино, в конце 80-х годов создавший "Мастерскую индивидуальной режиссуры" (МИР) - первую альтернативную школу кино-, видео- и театральной режиссуры.

    В качестве композитора проекта выступил Дмитрий Курляндский, один из главных столпов нового поколения музыкального авангарда, создавшего (вместе с Сергеем Невским и Борисом Филановским) группу "СоМа". Хореография "сверлийской" увертюры придумана постоянным соавтором Юхананова Андреем Кузнецовым. Художники проекта Анастасия Нефедова сочинила изысканные костюмы виртуальной цивилизации Сверла, а Степан Лукьянов нашел для нее общее пространственно-визуальное решение, прежде всего - в компьютерной графике.

    Своим утопизмом, созданием иной цивилизации проект Юхананова сближается с радикальными явлениями раннего отечественного и европейского авангарда. В нем слышны отголоски будетлянских радений и экспериментов футуристов, подхватываются амбиции "Победы над Солнцем" и одновременно - изысканных барочных парадов XVII века. Музыка Дмитрия Курляндского, чьи нежные шепоты поначалу напоминают лепет того самого младенца, который сидит весь спектакль на руках у воспитателя-рассказчика, постепенно все отчетливее обнаруживает свою связь с изысканной барочной полифонией. Сверлийский хор под руководством Ольги Власовой в диковинных платьях звучит барочными голосами - контратеноры, альты, сопрано, басы и теноры и движутся в стилизованном египетском танце, разворачивая ладони и ступни в одной плоскости.

    Мифология Сверлии восходит к древней крито-микенской цивилизации, по отношению к которой даже греческая культура выглядит декадансом и упадком. Именно там, среди фресок Кносского дворца, и "обнаружил" Юхананов изображение Принца Лилий, который стал прообразом его Сверлийского Принца, призванного спасти цивилизацию Сверла от гибели. Из останков сгинувших культур, по правилам новейшего и древнейшего жанра фэнтези, Юхананов и сочинил свой миф о Сверлии - вечно гибнущей и вечно живущей потусторонней вселенной, принадлежность к которой он неожиданно обнаружил... в себе самом.

    В вытянутом вдоль Яузы пространстве выставочного зала в Центре дизайна ARTPLAY развернулась сияющая "пристань" Сверлии. Каналы, по которым движутся сверлийские гондолы, расположились на фоне фантастического ландшафта, похожего одновременно на Венецию, Иерусалим и Петербург.

    Поделиться