29.11.2012 08:15
    Поделиться

    Эксперт: НКО должны сами зарабатывать на свои проекты

    Некоммерческие организации (НКО) должны сами научиться зарабатывать деньги на свою благотворительную деятельность, обучившись социальному предпринимательству. К такому мнению все больше склоняются экономисты, специализирующиеся в области частной инициативы. Ученые считают: до тех пор, пока НКО не превратят свою деятельность в предпринимательскую, они не смогут стать лидерами общественного развития и полноценно осуществлять заявляемую ими миссию по улучшению качества жизни. В частности, не будут достигнуты желаемые результаты в области оказания помощи социально не защищенным слоям населения и защиты окружающей среды.

    Бесперспективно созидать добро на государственные деньги. Причина заключается прежде всего в неизбежном возникновении коррупционной составляющей, что проявляется в раздувании бюрократического аппарата при распределении денег и опасности их нецелевого использования. Зачастую государство специально создает некоммерческие структуры, преследуя свои, а не общественные интересы. Использование НКО государственных денег ведет к снижению доверия к ним со стороны общества, которому зачастую не понятно, каким образом определяются приоритеты при финансировании тех или иных проектов. Так произошло, в частности, с благотворительным концертом фонда "Федерация" в Санкт-Петербурге, когда организаторам не удалось убедить общественность, что собранные деньги действительно пошли на помощь больным детям.

    Важным фактором при принятии решений об оказании государственной поддержки общественным инициативам является масштаб событий. Если это чрезвычайное событие, подобное лесным пожарам или наводнению в Крымске, то государство, несомненно, должно использовать свои ресурсы для преодоления последствий катастроф. Если же речь идет о помощи конкретному заболевшему ребенку, то здесь быстрое и адекватное решение найдет местное сообщество.

    Результаты исследований, проведенных среди представителей некоммерческих организаций Уральского и Приволжского федеральных округов, свидетельствуют о неготовности большинства из них (82 процентов) овладевать предпринимательскими навыками. В их сознании укоренилась установка, что милосердие не может твориться за деньги и человек, сосредоточенный на зарабатывании, не способен созидать добро. Респонденты укоряют государство за то, что оно не заботится о "простых людях" и не выделяет общественникам достаточно денег для реализации их миссий. На мой взгляд, продвигая подобные идеи, члены НКО, являющиеся лидерами общественного мнения, подрывают репутацию государства, становясь тем самым инициаторами социальных конфликтов.

    Выход из сложившейся ситуации я вижу в развертывании широкой общественной дискуссии о новой социальной роли НКО в процессе социально-экономического развития и создании специализированных образовательных программ по социальному предпринимательству.

    Поделиться