27.11.2012 17:33
    Поделиться

    Открытие калининградского погранперехода для яхт отложили до весны

    Первый в Калининградской области речной пункт пропуска в Куршском заливе на границе с Литвой откроется только к следующему яхтенному сезону из-за обременительных технических условий, выставленных пограничной службой.

    На литовской стороне Куршской косы в городе Нида уже оборудован погранпереход, где иностранные яхты могут пройти все таможенные, пограничные и фитосанитарные процедуры. Российский пункт пропуска в поселке Рыбачий должен был принять первые суда весной текущего года. Однако погранпереход так и не открылся, а европейская навигация 2012 года обошла стороной российскую часть Куршского залива.

    - Построить речной пункт пропуска в поселке Рыбачий готов частный инвестор, - комментирует ситуацию руководитель Калининградского территориального управления (КТУ) Росграницы Виктор Кудрявцев. - Два года назад был разработан эскизный проект, который предусматривал грузопассажирский характер погранперехода. И федеральные контрольные органы, исходя из термина "грузопассажирский", выставили чрезмерные требования к обустройству этого пункта пропуска. Мы с инвестором поняли, что движемся не в том направлении. И изменили эскизный проект, определив будущий погранпереход как пассажирский. Но пограничная служба опять выдвинула технические условия для грузопассажирского пункта пропуска, которые инвестор просто не смог потянуть.

    Сейчас, по словам руководителя КТУ Росграницы, межведомственная работа близится к завершению. Новый проект пассажирского погранперехода уже согласован с санитарной и таможенной службами. Федеральная пограничная служба должна разработать более легкие технические условия до 30 ноября.

    - Нам пришлось провести массу совещаний, совершить множество согласовательных действий, что, безусловно, отодвигало дату открытия пункта пропуска в Рыбачьем, - продолжает Виктор Кудрявцев.

    К следующей навигации, по информации КТУ Росграницы, пункт пропуска будет функционировать в рамках временной схемы, предусматривающей уведомительный порядок захождения судов. У причала в Рыбачьем построят небольшое модульное здание для сотрудников санитарной, пограничной и таможенной служб.

    Глобальный проект, который обойдется инвестору примерно в 30 миллионов рублей, будет реализовываться постепенно, в течение нескольких лет. Калининградская компания планирует установить в Рыбачьем яхт-марину, волнорез и оборудование для намыва песка, которое должно приносить прибыль и со временем окупить затраты на обустройство приграничной инфраструктуры.

    Возможность открытия на Куршской косе российского пункта пропуска, который позволит маломерным судам из соседних европейских государств заходить в калининградские внутренние воды, обсуждается уже много лет, однако сейчас тема приобрела особую актуальность. В июле прошлого года "Российская газета" опубликовала поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта, которые значительно упростили схему входа иностранных спортивных и прогулочных маломерных судов в российские внутренние водоемы. Теперь иностранный турист сможет получить разрешение на круиз по рекам и озерам нашей страны всего за неделю (раньше процесс согласования занимал не меньше трех-четырех месяцев).

    Региональные власти разработали концепцию развития водной инфраструктуры, однако она еще не принята

    Как считает председатель судейской коллегии Федерации парусного спорта Калининградской области, яхтсмен с 45-летним стажем Сергей Жадобко, с точки зрения потенциала развития водного туризма Калининградская область занимает самое выгодное положение среди всех регионов СЗФО. Регион граничит с Польшей и Литвой, где широко развит яхтенный туризм. Кроме того, через Калининградскую область проходит международный водный путь Е-70 из Роттердама в Клайпеду.

    Впрочем, географические плюсы региона нивелируются полным отсутствием водной и прибрежной инфраструктуры. Пока в Калининградской области работает всего один водный пункт пропуска, где иностранные маломерные суда могут пройти пограничный и таможенный контроль. Это морской ПП "Балтийск" на российско-польской границе, который входит в состав морского пункта пропуска "Калининград". Балтийский погранпереход расположен в водах военно-морской базы, где стоянка иностранных судов запрещена. Заграничным яхтсменам, которые проделают утомительное путешествие до границ с Калининградской областью и пройдут пограничные процедуры, придется, не останавливаясь, преодолеть четырехчасовой путь до Калининграда. При этом водные туристы не найдут на территории эксклава ни охраняемой стоянки для яхт, ни плавучей заправочной станции.

    Так или иначе, если бы погранпереход на Куршской косе открылся весной этого года, во время парусного сезона, через него могли пройти десятки европейских судов. Владельцы яхт из Латвии, Литвы и Эстонии давно проявляют интерес к российской части Куршского залива, который является одним из кратчайших водных путей из Восточной Европы в Польшу, Германию и прочие страны Западной Европы.

    - В последние годы в Калининградской области для развития инфраструктуры внутренних вод не делалось практически ничего, - отмечает в разговоре с корреспондентом "РГ" Сергей Жадобко. - Не произошло реальных изменений и в последние полтора года, с тех пор как были приняты поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта. Региональное правительство разработало Концепцию развития водной инфраструктуры, однако она еще не принята. Если эту концепцию примут, появятся основания для корректировки бюджета целевой программы развития туризма и выделения денег на строительство яхт-марин и стоянок.

    В октябре появилась информация, что конкурсное агентство Калининградской области объявило конкурс на разработку проекта по строительству яхтенной марины на берегу Балтийского моря в курортном городе Светлогорске. Максимальная цена контракта составила 21,3 миллиона рублей. Проект предполагал возведение стоянки для маломерных судов на 100 мест и административного здания с рестораном, баром, кафетерием, билетными кассами и магазином сувениров. Однако профессионалы-яхтсмены подвергли инициативу калининградского правительства серьезной критике. По мнению экспертов, первый же крупный шторм разрушит все сооружения марины, построенной на побережье открытого моря (стоянки для яхт, как правило, организуются в более спокойных местах - в заливах и на озерах).

    - Деньги, которые планировалось потратить на возведение марины в Светлогорске, мы предложили перенаправить на строительство марины неподалеку от Калининграда - на Голубых озерах в районе калининградского яхт-клуба, - продолжает Сергей Жадобко. - Кроме того, Федерация парусного спорта Калининградской области не раз предлагала региональным властям не останавливаться на строительстве пункта пропуска на Куршской косе по проекту частного инвестора, ведь реализация этого проекта не может начаться уже несколько лет. Достаточно на региональные деньги отремонтировать в поселке Рыбачий пирс и закупить микроавтобус, на котором пограничники и таможенники из действующего автомобильного пункта пропуска "Морское" могли бы приезжать в речной пункт пропуска по запросу яхтсменов. Такой же комбинированный погранпереход необходимо организовать на российско-польской границе в поселке Краснофлотском в Калининградском (Вислинском) заливе. Сотрудники пограничной и таможенной служб смогут приезжать в водный пункт пропуска на оборудованном микроавтобусе из МАПП "Мамоново". Все эти меры позволят восстановить движение по международному водному пути Е-70 и обеспечат региону стабильный приток иностранных туристов на маломерных судах.

    Справка "РГ"

    С 1939 года до начала 90-х годов российские внутренние акватории с сетью рек и озер в 100 тысяч километров были закрыты "железным занавесом". После распада СССР, в теории, владельцы иностранных спортивных и прогулочных яхт могли получить правительственное разрешение на вход в российские внутренние воды. Однако на практике процесс согласования был очень длительным и требовал зеленого света от семи ведомств, среди которых числились министерство иностранных дел, минобороны, ФСБ и даже министерство сельского хозяйства.

    Прошлогодние поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта значительно упростили схему входа иностранных спортивных и прогулочных маломерных судов в российские внутренние водоемы. Теперь от владельцев зарубежных яхт и катеров, вмещающих не более 18 человек, требуется только въездная виза и документы, подтверждающие тип, назначение судна и его право следования под флагом указанного государства.

    Поделиться