27.11.2012 14:11
    Поделиться

    Эксперт: В Воронежской области стало меньше нелегального софта

    Уровень распространения нелицензионного программного обеспечения в Воронежской области за два года снизился на четыре-пять процентных пунктов и, по данным крупнейших компаний-правообладателей, стал одним из самых низких в ЦФО.

    Если в среднем по России "левыми" программами пользуется 65 процентов бизнес-структур (в расчет берут предприятия, где компьютеров не менее 20), то в регионе - около 63-64 процентов, сообщил менеджер корпорации Microsoft по маркетингу в Центральном, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах Артем Падейский.

    - Улучшение ситуации связано с профилактической работой полиции и с тем, что производители софта успешно убеждают партнерские каналы продавать только лицензионную продукцию, - отметил он. - В Москве мы даже со знаменитой "Горбушкой" подписали соглашение, теперь там "левых" дисков с программами не найти. В Воронеже из 11 сетевых распространителей ПО только два-три "пиратят" в открытую - это не крупные магазины, а палатки на рынках. Если сравнивать с другими областями Центрального округа, то у Липецкой, Ярославской и Московской областей показатели хуже. А Тамбов, например, в этом плане более благополучен. Хотя надо понимать, что у них и меньше людей, которые могут быть в "пиратство" вовлечены.

    В 2011 году следственными органами Воронежской области было возбуждено 118 уголовных дел по статье 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав), из них 16 - в отношении юрлиц, использовавших контрафактное ПО. В остальных случаях преследовали недобросовестных распространителей. В 2012-м дел по данной статье почти вдвое меньше - 61, в отношении пользователей - лишь шесть. Стало быть, "пиратская" продукция бизнес уже мало интересует. А физлиц и не проверяют. Если, конечно, они не выкладывают нелицензионные программы на интернет-торрентах.
    Пользователи контрафактного софта зачастую не знают, чем им грозит это нарушение. Разбираться начинают уже после того, как столкнутся с неприятностями.

    - "Пиратское" ПО может работать некорректно, провоцируя сбои в различных системах и потери важных данных. По нашей информации, с этим сталкивалось 29 процентов российских компаний. В любом случае нелицензионный софт не может обновляться. Между тем любую программу приходится дорабатывать, чтобы она не была легкой мишенью для вирусов, - пояснил территориальный представитель компании "Лаборатория Касперского" в ЦФО Роман Тетюркин. - С использованием брешей в ПО связано 80 процентов зловредных действий в Сети. Иногда контрафактные программы преднамеренно заражены вирусами, которые проникают в корпоративную сеть, крадут пароли учетных записей и онлайн-банкинга, сканируют электронные подписи, подвергая владельцев риску быть ограбленным.

    Иногда контрафактные программы преднамеренно заражены вирусами, которые проникают в корпоративню сеть

    То есть если организация, сэкономившая на софте, активно совершает платежи через Интернет, ей грозит потеря реальных денег. В Воронеже был случай, когда в результате использования нелицензионного ПО мошенники сняли со счетов одной из фирм 19 миллионов рублей. А недавно у горожанина таким образом украли личные фотографии.

    - В августе со склада в Воронеже, работавшего с продавцами нескольких соседних областей, было изъято более 11 тысяч контрафактной мультимедийной продукции, в том числе софта. Идет экспертиза, - поделился свежей сводкой с "антипиратского" фронта оперуполномоченный отдела "К" регионального УМВД Илья Стародубцев. - Исходя из судебной практики, можно сказать, что нарушителям грозит большой штраф либо условный срок. В России был случай, когда распространителя нелегального ПО посадили на год, но этот человек был пойман в шестой раз. А за использование контрафактного софта в фирмах к ответственности привлекают их руководителей.

    Как отметил юрист Александр Черников, представляющий интересы крупнейших производителей программной продукции в шести областях Центральной России, статья 146 УК РФ предусматривает штрафы и лишение свободы на срок до шести лет, если стоимость экземпляров контрафактного ПО превышает миллион рублей. Это аналогично наказанию за грабеж.

    - Сумма ущерба, которую можно указать в арбитражном иске, кратна стоимости изъятых контрафактных программ. Можно взыскать до пяти миллионов рублей за экземпляр, - добавил Александр Черников. - Но компаниям ни к чему лишние судебные споры, поэтому иногда они прибегают к посредничеству юристов, чтобы решить вопрос "мирным путем". Можно ведь легализовать ПО через приобретение дополнительного софта. Производители вообще не кровожадны: крайне редко инициируют проверки и в принципе не участвуют в рейдах полиции. Но через сайт некоммерческого партнерства производителей программной продукции можно анонимно сообщить о случаях использования контрафакта. Правоохранительные органы получат этот сигнал и проведут проверку.

    Кстати, по данным управления "К" Бюро специальных технических мероприятий МВД России, в 2011 году больше всего нарушений авторских и смежных прав допустили организации, использующие нелегальное ПО (37 процентов), и те, кто устанавливал "пиратские" программы под видом технической помощи (34 процента).

    А как у соседей

    Около половины сотрудников тверских компаний используют на работе нелицензионное программное обеспечение. Эти данные преданы огласке службой исследований компании HeadHunter, опросившей 2066 представителей коммерческих компаний. По информации респондентов, "пиратский" софт установлен на служебные компьютеры преимущественно работодателем. Впрочем, каждый пятый ответивший загрузил нелицензионное ПО самостоятельно.

    Интересно, что 37 процентов тверичан относятся к использованию "пиратских" программ на работе с пониманием, поскольку не у всякой компании есть деньги на покупку лицензий. В то же время треть опрошенных считает происходящее нарушением. Стоит отметить, что большинство респондентов не видят разницы в использовании "пиратского" и лицензионного ПО. Но примерно сорок процентов пользователей "пиратских" программ недовольны отсутствием обновлений, работой программ в ограниченном режиме и постоянной заменой ключей активации. В то же время, согласно результатам опроса, работников, использующих в рабочих целях официально купленный легальный софт, стало больше, чем два года назад.

    Поделиться