26.11.2012 23:56
    Поделиться

    Михаэль Хармс: Вино Германии - часть имиджа страны

    Германские виноделы упрочивают свои позиции на мировых рынках
    В конце сентября в посольстве Германии в Москве состоялся большой праздник вина. Посольский дворик ради этого был превращен в небольшую винодельческую деревню, где винные принцессы из основных винодельческих районов Германии Бадена, Мозеля, Пфальца и Райнгау предлагали гостям отведать знаменитые немецкие вина. А представлены они были широко: это и белые вина от классического рислинга с его породистым букетом и тонкой игрой кислинки до редкого гевюрцтраминера, сочетающего в себе пряные нотки с ароматом роз, и красные от благородного бархатистого шпетбургундера до очень удачного гибрида дорнфельдер.

    По словам председателя правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэля Хармса, вино в Германии - это не только фактор экономики, статья экспорта, но и часть имиджа страны, элемент культуры. Конечно, чтобы ближе познакомиться с этой культурой, нужно приехать в Германию. Но и не покидая Россию можно приобщиться к немецкой традиции, откупорив бутылку достойного вина. Правда, с этим дело обстоит непросто. Как отметила советник посольства Германии в Москве Юдит Конс, к сожалению, в московских магазинах представлен не столь широкий ассортимент немецких вин, как хотелось бы, но есть надежда, что, узнав больше о немецком виноделии и винах, россияне постараются исправить пробел. Спрос, как известно, рождает предложение...

    А немцам есть что предложить даже самым искушенным любителям вина. Сегодня Германия занимает шестое место в мире по производству вина (около 9 миллионов гектолитров ежегодно, или 1 миллиард 200 миллионов бутылок). Большая часть виноградников сосредоточена на юго-западе Германии, в основном вдоль долины Рейна и его притоков Мозеля, Майна, Неккара. Близость водных артерий, холмистый рельеф местности, качество почв, достаточное количество солнечных дней создают благоприятные условия для созревания винограда, а влага не позволяет промерзнуть лозе зимой. Поздней осенью с рек приходят туманы, которые способствуют образованию на виноградных ягодах благородной плесени - "серой гнили". Из такого винограда производят знаменитые высококачественные сладкие вина бееренауслезе и троккенбееренауслезе. Это весьма редкие и дорогие вина, их пьют по особым случаям, как правило, в качестве десерта или после него. В России их трудно достать, проще выписать специально из Германии по Интернету.

    Широкую известность немецким виноделам принесли легкие белые вина. "Сорт винограда рислинг, в начале XX века принадлежавший к самым популярным и дорогим в мире, в 1960 - 70-е годы пережил беспримерную потерю имиджа, - говорит сомелье из Берлина Юрген Хаммер. - Вера в силу химии и техники вытеснила экологичный и тщательный подход к изготовлению вина, а спрос на недорогие и выраженно сладкие вина был достаточно велик. Таким образом, развилось массовое производство дешевого бесхарактерного рислинга в основном на экспорт. В наши дни такая "сладкая вода" сохраняет свои позиции только в тех странах, где недостаточно опыта, чтобы по достоинству оценить истинный рислинг, цена на который не намного выше".

    Немецкие виноделы вернули рислингу былую славу, ведь этот сорт, как ни один другой, является выражением немецких традиций и культуры виноделия. В России, к сожалению, рислинг до сих пор ассоциируется, как правило, с чем-то очень кислым, вероятно, благодаря одноименной отечественной продукции далеко не лучшего качества. Как же не попасть впросак нормальному человеку? Прежде всего нужно уметь "читать" этикетку. Вряд ли в какой-то другой стране существует столько законодательно установленных степеней качества вина, как в Германии. Немецкие вина подразделяются на три основных класса:

    - ландвайн (столовое вино). Официально это "низшая" винная категория, требования к ней минимальны, это легкое вино без ярко выраженного характера;

    - качественное вино определенных винодельческих областей (Q.b.A);

    - качественное вино с предикатом (Q.m.P.) В этой "высшей лиге" выделяются следующие уровни в зависимости от степени зрелости винограда, содержания сахара и алкоголя:

    - кабинетт - изысканные легкие вина из зрелых ягод с самым низким содержанием алкоголя;

    - шпетлезе (поздний сбор) - это зрелые, элегантные вина с изысканным фруктовым оттенком, виноград для которых собирают позднее, чем обычно;

    - ауслезе (выборочный сбор) - это благородные вина из полностью зрелых ягод, недозревшие плоды отсортировываются;

    - бееренауслезе (выборочный сбор ягод) - полные сладкие вина из перезрелых ягод, затронутых благородной плесенью. Такие вина получаются не в каждый урожай;

    - троккенбееренауслезе (выборочный сбор увяленных ягод) - вина из подсушенных практически до состояния изюма ягод, над которыми хорошо поработал грибок "серой гнили". Это благородные сладкие, медовые вина, которые могут выдерживаться несколько десятилетий;

    - айсвайн (ледяное вино) изготавливают из ягод, прихваченных морозом, но не перемерзших, их собирают при -7 С и отжимают в замороженном виде, в итоге получают чистый плодовый концентрат.

    Центральной организацией германских виноделов по вопросам коммуникации и маркетинга является Германский институт вина. Как учреждение, призванное объединить представителей винного хозяйства Германии, оно ставит перед собой задачу способствовать улучшению качества и увеличению сбыта вина при помощи конкурентно-нейтральных маркетинговых мероприятий внутри страны и за рубежом. Он проводит презентации немецких вин и их производителей по всему миру, издает информационные брошюры, проводит тренинги и семинары для представителей ресторанного бизнеса и торговли. Институт также обеспечивает деятельность "информационных бюро немецкого вина" на важнейших для экспорта зарубежных рынках. Ведет работу он и с российскими импортерами.

    В России немецкие вина известны с царских времен, и в то же время современный российский потребитель знает их гораздо хуже французских, итальянских или испанских. Сегодня на нашем рынке наиболее распространены маловыразительные полусладкие сорта. А немцам хочется, чтобы россияне оценили их настоящие вина. Как раз эту цель преследует Ханс-Дитер Вайнгертнер, владелец фирмы NomisGroup, которая занимается винным маркетингом. По его словам, дешевым винам российские потребители все больше предпочитают сухие вина среднего ценового уровня. Такие сорта, как граубургундер или вайсбургундер, пошли бы на ура, но в российских магазинах их не встретить. Германские виноторговцы надеются, что положение вскоре изменится и российский потребитель по-настоящему оценит искусство немецких виноделов.

    Пока из всех немецких производителей вин в России наиболее известна фирма Peter Mertes, владельцем которой является Михаэль Вильком (прямой потомок легендарного винодела Петера Мертеса). Из самых популярных вин фирмы можно назвать "Aйсвайн". Всего за прошлый год продажи немецких вин в РФ выросли с 27 до 32 млн литров, выручка увеличилась с 34 до 40 млн евро. Спрос на немецкое вино растет в России весьма динамично, но до Голландии и Великобритании, где немецкие вина просто обожают, нам пока далеко.

    Поделиться