25.11.2012 23:15
    Поделиться

    "Арабская весна" на Тахрире сменилась диктатурой

    История человечества полна примерами, когда свергающие тиранов революционеры в итоге сами становятся куда более жестокими диктаторами. Так было во Франции, Британии, России. Происходящее сейчас в Каире недвусмысленно говорит о том, что Египет, очевидно, решил пополнить этот кровавый список государств.

    На "до" и "после" революции, на которую львиная доля египтян возлагала большие надежды, страну великих пирамид разделил прошлый четверг. В тот день египетский лидер Мухаммед Мурси обнародовал новую декларацию, в соответствии с которой президент наделяется исключительными законодательными полномочиями, а судебные органы лишаются надзорных функций за деятельностью Консультативного совета (верхней палаты парламента) и Конституционной комиссии, которая разрабатывает основной закон Египта. Тем самым в одночасье в Египте появился человек, в руках которого оказалось столько власти, сколько не было даже у свергнутого Хосни Мубарака. А ведь его народ называл "последним фараоном".

    Теперь восставшие против декларации Мурси оппозиционеры уверены: в Египте появился новый фараон. Будет ли новая революция на Тахрире? Хватит ли у египтян сил на еще одно свержение? На эти вопросы ответов пока нет. Революционный пыл у египтян явно иссяк. Тем не менее все будет зависеть от Мурси: сможет ли он удержать себя от соблазнов практически неограниченной власти?

    Сам новоиспеченный "фараон" постарался убедить народ в том, что думает исключительно о государственных интересах. "Президент имеет право принимать любые решения, чтобы защищать нашу революцию, - пояснил представитель главы государства Ясир Али. - Решения и законы, утверждаемые президентом, следует считать окончательными, они ни в коем случае не подлежат пересмотру".

    Впрочем, все предыдущие диктаторы тоже начинали с уверений в желании помочь людям, а заканчивали массовыми расстрелами без суда и следствия. Этого же опасаются оппоненты Мурси, которых с каждым днем, начиная с прошлого четверга, становится все больше. "Я уверен, что военные, как и все мы, обеспокоены происходящим. Нельзя исключать вариант, при котором армия вмешается, чтобы восстановить закон и порядок, - заявил бывший гендиректор МАГАТЭ, а ныне одни из лидеров египетской оппозиции Мохаммед аль-Барадеи. - Не может быть никакого диалога (с Мурси. - "РГ") до тех пор, пока он не отменит свои распоряжения". А пока армия выжидает, народ опять вышел на площадь Тахрир. Мурси в ответ отдал приказ разогнать толпу. И началась очередная тахрирская бойня.

    Поняв, что крови (во благо народа, как обещал Мурси) не избежать, один за другим в отставку начали подавать советники президента. Тем временем в субботу Верховная коллегия судей Египта приняла решение приостановить деятельность судов и прокуратур на всей территории страны в знак протеста против объявленной президентом Мурси новой Конституционной декларации. Также на заседании было объявлено и о забастовке, которою со следующей среды начнут проводить представители судебного корпуса Египта. Акция, согласно заявлению представителей судебного корпуса, будет проходить в здании коллегии, "и до тех пор, пока Мурси не объявит об аннулировании новой Конституционной декларации".

    Нет сомнений, что с каждым днем на президента Египта будет увеличиваться и внешнеполитическое давление. К примеру, в пресс-службе госдепартамента США уже заявили, что "участники массовых выступлений в Египте, увенчавшихся отставкой прежнего лидера страны Хосни Мубарака, добивались в том числе того, чтобы не было чрезмерной концентрации власти в руках одного лица или института". Нынешний конституционный вакуум, по мнению Вашингтона, может быть преодолен только приемом конституции, предусматривающей внедрение системы "сдержек и противовесов", а также обеспечение уважения фундаментальных свобод, прав человека и верховенства закона в соответствии с международными обязательствами Каира.

    Комментарий МИД России

    В Москве внимательно следят за развитием обстановки в дружественном Египте. В складывающейся ситуации крайне важно не допустить подрыва национального согласия, обеспечить решение возникающих проблем и противоречий, естественных на этапе переживаемых страной глубоких социальных преобразований, через конструктивный диалог с участием всех ведущих политических сил, на основе соблюдения фундаментальных прав и свобод человека. Одновременно МИД России подтверждает рекомендацию российским гражданам, находящимся в Египте: избегать районов проведения массовых протестных акций и демонстраций, а прибывшим в эту страну в туристических целях - воздерживаться от поездок за пределы курортных зон.

    Комментарий

    Георгий Мирский, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН:

    - В истории человечества еще не было ни одной революции, которая не сопровождалась бы последующей борьбой между победителями. Вспомните Французскую революцию. Свергли монархию и потом начали друг другу головы рубить. Вспомните наш 1917 год. Все расстреливали друг друга. Так что подобное происходит всегда, когда свергают прежний режим. Моменты единства и сплоченности проходят, и выясняется, что у всех разные взгляды.

    После ликвидации режима Мубарака казалось, что в Египте устанавливается военная диктатура. Перед победой Мурси на президентских выборах, военные сделали все, чтобы он был чисто номинальной фигурой. Но "Братья-мусульмане" сумели их переиграть. Мурси неожиданно уволил всех военных руководителей. Казалось, они не дадут ему за это спуску! Но у них не хватило духу. Это же не те военные, которые когда-то вместе с Насером совершали переворот, а типичные бюрократы. Им не хватило энергии, и они покорно подчинились и сошли со сцены. Видимо, после такой победы Мурси почувствовал, что ему сам черт не брат. Оказалось, что он не совсем номинальная фигура, а первый среди равных.

    Буквально несколько дней назад Мурси одержал очередную важную победу. Это ведь он в первую очередь, а не Обама, помирил Израиль с ХАМАС. Его авторитет поднялся невероятно. Очевидно, что после такого успеха он переоценил те карты, которые у него на руках, и сделал неправильный ход. Хотя он еще может выиграть это противостояние. Но я думаю, что он не рассчитывал, что против него выступит так много сил одновременно.

    Это и зачинщики революции - молодые интеллигенты, светские люди, и более набожные, "полуисламистские" силы, включая бывшего главу МАГАТЭ Мохаммеда аль-Барадеи. То есть все те люди, которые голосовали за Ахмеда Шафика, опасаясь, что "Братья-мусульмане" установят исламистский режим. Да, пока Мурси не делал никаких исламистских шагов. Но это легко объясняется тем, что Египет на грани экономического коллапса. Ему нужны иностранные инвестиции, кредиты и туристы. При падении туризма вообще все загнется. В такой ситуации ссориться с Западом нельзя. Образованные люди это понимают, а потому опасения, что "Братья-мусульмане" готовятся к установлению исламской республики, в обществе сохраняются. Присвоение себе лишних полномочий только подогревает подобные настроения.

    Кроме того, нельзя забывать и об институтах власти. В ситуации ослабления президента на него могут надавить те же военные, недовольные тем, что их отстранили от высшего руководства. Тем более что армия - это крупнейший экономический игрок в Египте. Они контролируют различные производства. Отставные военные - губернаторы и мэры городов. Даже сами "Братья-мусульмане" могут не поддержать решение Мурси. Их лидеры опасаются, что он захочет стать диктатором, отодвинув движение на второй план. Весьма вероятно, что все эти силы сейчас начнут оказывать на Мурси сильное давление.

    Подготовил Виктор Фещенко

    Поделиться