21.11.2012 23:46
    Поделиться

    Штрафы за обман потребителей будут увеличены в десять раз

    На год могут лишить работы менеджеров, которые обманывают своих клиентов
    За обман покупателя компании могут выставить штраф до миллиона рублей. Это если она нагрела клиента не один раз. Если впервые - 300 тысяч рублей.

    Такие поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) уже внесены в Госдуму. И сразу у них появились противники, которые уверяют, что это подкосит бизнес, создаст условия для самоуправства чиновников.

    Другие штрафы из законопроекта, надо сказать, уже не так велики, но все равно значительно больше нынешних. За продажу некачественного товара или включение в условия договора недостоверной информации штрафы для руководителей компаний могут составить 10 тысяч рублей. Индивидуальные предприниматели нарвутся на 70 тысяч рублей. А для сотрудников компаний, которые неоднократно уличены в нарушении прав потребителей, законопроект предусматривает годовую дисквалификацию. Индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в этой ситуации ожидает приостановка деятельности на один месяц.

    Мягче нельзя, иначе теряется смысл наказания, полагает автор законопроекта, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский. "Сложилась ситуация, - пояснил "РГ" депутат, - когда предпринимателю порой экономически выгоднее даже неоднократно заплатить штраф, чем устранить нарушения".

    Чаще всего, подчеркивает Звагельский, права потребителей нарушают компании ЖКХ, туристический бизнес, авиаперевозчики, банки, а также розничные сети, в первую очередь продовольственные. "Наибольшее волнение вызывает обилие фальсификата и контрафакта на прилавках продовольственных магазинов, так как именно от качества продуктов питания напрямую зависит здоровье наших граждан и национальная безопасность", - продолжает он . Зачастую даже у продуктов детского и диетического питания отсутствует полная и достоверная информация о составе. Кроме того, говорится в пояснительной записке, многие пожилые граждане часто оказываются обманутыми распространяемой по почтовой рассылке агрессивной рекламой товаров с обещанием большого денежного выигрыша.

    "В России такие инициативы ни к чему хорошему привести заведомо не могут", - уверен старший эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Фазлиддин Сайдуллаев. По его мнению, даже специалисты и чиновники зачастую не в курсе всех требований к товарам и услугам, которые предусмотрены законодательством. "В такой ситуации и при столь значительных штрафах, при возможности административного приостановления деятельности открывается колоссальная почва для злоупотреблений", - полагает эксперт.

    И зачем рисковать, если многие нарушения, для защиты от которых предлагается столько радикальное усиление ответственности, караются другими нормами закона, в том числе того же КоАПа, говорит Сайдуллаев. И приводит в пример отсутствие сведений о составе продовольственных товаров, детского и диетического питания. Это, напоминает эксперт, уже регулируется техническими регламентами. За их нарушение для производителей предусмотрено наказание, вплоть до изъятия такой продукции из оборота. "Да и судебные компенсации за моральный, материальный и физический вред еще никто не отменял, - отмечает собеседник "РГ". - Лучше, когда в копеечку предпринимателям будет влетать только реально причиненный и доказанный в суде вред здоровью". Это, подчеркивает эксперт, реально стимулировало бы предприятия соблюдать права потребителей.

    Логика в этом есть. Но на практике попробуй - посудись с магазином за "слабительный" сырок! Это доказать надо, что пищевое отравление произошло по его вине, например, заказывать экспертизу. "Риск выплаты штрафа существенно снизит число нарушений прав потребителей", - согласен с авторами законопроекта председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Особенно эффективно, по его мнению , будет увеличение штрафа за включение в договор незаконных условий, как это нередко делают банки и туроператоры.

    А нынешние размеры штрафов не останавливают бизнес от нарушений, поэтому не являются действенной превентивной мерой защиты прав потребителей, считает эксперт. "Необходимо также внести изменения в гражданско-процессуальный кодекс, - продолжает Янин , - чтобы в России появились групповые иски, которые позволят потребителям получить компенсацию, не обращаясь в суд.

    Опрос "РГ"
    Поделиться