14.11.2012 23:30
    Поделиться

    Правозащитники Киргизии намерены искоренить традицию похищения невест

    Похищение невест: варварство или культурная самобытность?
    Правозащитники надеются искоренить порочную практику в республике.

    Комитет парламента по законности, правопорядку и борьбе с преступностью на своем заседании в третьем чтении одобрил поправки в Уголовный кодекс. Их суть: закон предполагает ужесточить уголовное наказание на срок с трех до десяти лет с формулировкой "за принуждение лиц, не достигших 17 лет, к вступлению в брак". Фактически документ уравнивает похищение человека и кражу невест. Этого события правозащитники страны ждали давно: в стране множество общественных объединений уже почти два десятилетия борется с умыканием красавиц.

    Вот, как говорится, свежий случай. Несколько недель назад общественность страны активно обсуждала скандальную новость. Помощник депутата парламента Ширин Айтматовой некий Адилет в центре Бишкека похитил... журналистку одного из телеканалов. Он увез свою жертву в соседнюю область и принуждал к браку. После поднявшейся шумихи ее вернули в столицу. Как выяснилось, Адилет давно "положил глаз" на девушку, однако та не хотела поддерживать с ним отношения. А когда она собралась замуж за другого, помощник депутата решил изменить ситуацию в свою пользу силой. Насколько известно, по итогам инцидента уголовное дело не заводилось, похититель наказан не был. При этом Ширин Айтматова - одна из парламентариев, лоббировавших ужесточение наказания за похищение невест.

    Ситуация складывается неоднозначная: по данным аппарата омбудсмена, в республике ежегодно крадут не менее 15 тысяч девушек, которых впоследствии принуждают вступить в брак. Уговоры, как правило, сопровождаются моральным давлением и физическим насилием, нередко - изнасилованием. Официально брак в большинстве случаев не регистрируется, а закрепляется национальным религиозным обрядом нике, в ходе которого "молодоженов" связывает узами брака местный священник - молдо. В конечном итоге сохраняют семью не более половины пар. Нередко такие союзы заканчиваются разводами, а то и вовсе смертью похищенной девушки. К примеру, в прошлом году только в Иссык-Кульской области свели счеты с жизнью две девушки, которых похитили и принудили к сожительству. Однако истинная статистика смертей, допускают правозащитники, может быть намного трагичнее - похищенные девушки редко обращаются в милицию, боясь позора и осуждения родственников. По данным омбудсмена Турсунбека Акуна, количество подобных суицидов год от года растет.

    Принятию поправок предшествовали бурные дебаты в парламенте. Депутаты разделились на два лагеря: тех, кто выступал за усиление применяемых к "умыкателям" санкций, и тех, кто против этого. Если "группу поддержки" составили в основном представительницы прекрасного пола, то "протестантами" оказались преимущественно мужчины. К примеру, Кожобек Рыспаев заявил: "Ужесточение наказания за кражу невесты может привести к тому, что мы пересажаем всех мужчин в республике". А его коллега Анвар Артыков объявил, что законы в стране становятся "все более кровожадными".

    Между тем, в Киргизии официально осужден за умыкание девушки лишь один человек. В сентябре нынешнего года Аксуйский районный суд Иссык-Кульской области приговорил к 6 годам лишения свободы 35-летнего Шаимбека Иманакунова, укравшего 19-летнюю девушку. Несчастная повесилась. Подсудимого признали виновным по статьям УК "Доведение до самоубийства", "Изнасилование", "Принуждение к вступлению в брак".

    Кстати, киргизские правозащитники предложили объявить 2013 год в республике Годом борьбы с похищением невест. Ряд министерств республики инициативу поддержал.

    Турсунбек Акун, омбудсмен КР

    - Не могу предугадать, когда поправки заработают в полную силу - через месяц или через год. Но однозначно принимаемые изменения стране нужны - похитители станут бояться больших сроков тюрьмы и, возможно, воздержатся от следования "обычаям". Хотя лично я это позорное явление всегда открыто называл преступлением - ломаются судьбы, гибнут девушки, а мы прикрываемся культурными традициями!

    Последние годы аппарат омбудсмена активно проводит просветительскую работу в регионах. "Мы рассказываем девушкам, как уберечься и что делать в случае похищения, - расказывает Турсунбек Акун. - Парням говорим, что кража невест - серьезное преступление, за которое можно поплатиться немалым сроком заключения. В своих родных селах Нарынской области я активно вел агитационную работу, и недавно мне сказали: около 50 девушек избежали позорного замужества в результате моих лекций. Правда, потом мне пришлось иметь дело с родителями парней - те пришли с претензией: мол, так наши сыновья никогда не женятся. Я отвечал: "Делайте все по-людски - присылайте сватов, добивайтесь расположения девушки, дарите кольца, ухаживайте. Но не посягайте на свободу и жизнь чужих дочерей!"

    Избавиться от слепого следования позорной традиции кражи женщин можно только, повышая правовую грамотность молодежи и обеспечивая похитителям реальное наказание. Мало кто знает, что из-за этой "традиции" Киргизия не стала два года назад неофициальным членом Совета Безопасности ООН. Комиссия отдала предпочтение Пакистану, приняв во внимание, что в этой стране варварское похищение людей не стало обыденным делом. Я верю, что совместными усилиями государства, правозащитников и гражданского общества мы рано или поздно оставим в прошлом это явление. И в будущем станем стыдиться, что оно имело место в истории страны.

    Мнение

    Марипа кызы Чинара, продавец в Бишкеке, 53 года

    - 35 лет назад будущий муж с друзьями украл меня из родного дома в селе Тосор Иссык-Кульской области. Жених был старше меня на 4 года. Оказалось, парень из соседнего села "присмотрел" меня давно и ждал удобного случая, чтобы увезти к себе. Сначала я плакала, просила вернуть меня домой, но мои родители, узнав, что нас уже обвенчал местный мулла, отказались принять меня обратно. Сказали: "Теперь у тебя есть муж, ты должна жить с ним". Волей-неволей пришлось привыкать, уживаться с новой родней, налаживать отношения с супругом. В итоге мы счастливо прожили 30 лет, пока он не умер от онкологического заболевания. У нас пятеро сыновей, четверо из них также умыкнули себе жен, сейчас живут счастливо. Все-таки традиция не зря существовала много веков и в чем-то оправдана: если у парня нет возможности заплатить калым родителям невесты или он боится, что богатая семья не отдаст дочь жениху из бедной, похищение дает молодым право на счастье.

    Поделиться