15.11.2012 08:00
    Поделиться

    "РГ" выяснила, какими будут бюджеты сибирских городов в следующем году

    В 2013 году бюджет Омска будет самым скромным среди крупных городов Сибири
    В крупных городах СФО кипит работа над бюджетами следующего года. "Заглянуть в карман" к соседям помогут корреспонденты "РГ".

    Толстый и тонкий

    Доходная часть бюджета Омска - седьмого по численности населения города в стране - в следующем году составит 11,5 миллиарда рублей. Для сравнения: в Москве за зиму расходуют четыре миллиарда только на приобретение противогололедных реагентов для дорог.

    - Бюджет Омска будет самым скромным среди крупных городов Сибири, - констатирует вице-мэр по финансовым вопросам Инна Парыгина, которая на прошлой неделе впервые представила депутатам горсовета основные параметры документа.

    И без того скудная нынешняя муниципальная казна (13 миллиардов рублей) в следующем году опустеет еще сильнее из-за прогнозируемого сокращения числа плательщиков единого налога на вмененный доход. Основную долю поступлений, как и прежде, обеспечат налоги на прибыль, на имущество организаций и на доходы физических лиц.

    Дефицит бюджета составит 870 миллионов рублей, и это максимально допустимая законодательством величина.

    Депутаты горсовета, всплеснув руками, привычно называли документ "бюджетом выживания". Другого бюджета в Омске, впрочем, уже и не припомнят. Долгие годы мэры поддерживали городское хозяйство на плаву, распродавая муниципальную недвижимость на аукционах. Началось это еще при Евгении Белове (мэр Омска в 2001 -2005 годах) и продолжилось, но уже в куда более крупных масштабах (включая распродажу муниципальных рынков) при экс-градоначальнике Викторе Шрейдере. Нынешней горадминистрации, судя по всему, "в наследство" уже ничего не оставили.

    По прогнозам экспертов, муниципальный бюджет останется дефицитным до 2016 года - вся казна будет уходить на выплату заработной платы и содержание зданий и сооружений, находящихся на балансе города.

    Причем то, что к 2016-му "жизнь наладится", - исключительно календарный фактор. В этот год Омск будет отмечать трехсотлетие и, вероятнее всего, на город прольется мощный (но кратковременный) денежный дождь.

    Сейчас в регионе идет работа над проектами, которые включены в утвержденный российским правительством план подготовки к юбилею города. Ожидается, что на строительство первой ветки метро, международного аэропорта и плотины на Иртыше будет направлено девяносто миллиардов рублей. Город должен профинансировать лишь десятую часть этой суммы, однако совершенно непонятно, откуда Омску взять даже эти средства.

    Долгие годы внушительные вложения в городскую инфраструктуру осуществлялись за счет областного бюджета - так, в 2011-м речь шла о семи миллиардах рублей. Однако сегодня и в региональной казне пусто - компенсации от минфина РФ за перерегистрацию бывшей "Сиб-нефти" в Санкт-Петербурге закончились, а большинство амбициозных проектов по строительству мегаферм и созданию кластеров так и остается на бумаге. В этой безнадежной ситуации даже противники скандального проекта кремниевого завода начинают задумываться - как жить дальше? Без внятной стратегии развития, без намека на инвестиционную привлекательность у Омска, пожалуй, остается только одна перспектива - стать кузницей кадров для соседнего Новосибирска.

    Грех жаловаться

    Доходы Новосибирска втрое превышают омские. Согласно проекту бюджета-2013, который на прошлой неделе был внесен в городской Совет депутатов, казна получит 33,7 миллиарда рублей поступлений. Расходная часть составит 34,8 миллиарда, дефицит - 1,1 миллиарда.

    Против принятия документа проголосовали лишь депутаты-коммунисты.

    - Сейчас главное градообразующее предприятие - Гусинобродский вещевой рынок. Хорошо, что сфера услуг развивается, но без промышленного производства говорить о серьезном развитии всего города невозможно, - заявил депутат Ренат Сулейманов. - По уровню бюджетной обеспеченности Новосибирск в семь раз уступает Москве.

    Остальные депутаты, впрочем, в сравнении Новосибирска с Москвой логики не увидели и дружно проголосовали за принятие документа, рассудив, что, по сравнению с соседями, жаловаться грех.

    - Если экономика города приросла за десять месяцев на 3,2 процента, то обрабатывающая отрасль - на 4,7. Чкаловский авиастроительный завод имеет заказы до 2020 года. Это ли не успехи в развитии Новосибирска? Тот проект, который вносится в первом чтении, соответствует сегодняшним реалиям, - уверен мэр Владимир Городецкий.

    Нашли резервы

    Плановые доходы бюджета Красноярска на 2013 год утверждены в размере 25,7 миллиардов рублей, расходы - 26,4 миллиарда, дефицит - 748,4 миллиона рублей. В целом, по мнению властей, главный финансовый документ города должен стать бюджетом развития.

    - Нужно предвидеть "болевые точки" - проблемы, требующие решения уже сегодня, но при этом учитывать и необходимость развития, - подчеркнул глава города Эдхам Акбулатов. - Бюджет должен стать фундаментом комплексного решения поставленных перед нами задач.

    Дополнительные резервы чиновники и депутаты нашли в корректировке плана приватизации муниципального имущества и в повышении ставок на аренду городской недвижимости.

    В первую очередь, с 1 января вырастут тарифы для нанимателей жилья по договорам социального найма, то есть, изменения затронут горожан, не приватизировавших свои квартиры (это более одиннадцати процентов от общего числа жителей).

    - Тарифы на содержание жилого помещения планируется повысить на 5,5 процента, плату за наем - на шесть, - подчеркнул руководитель департамента городского хозяйства Олег Гончеров.

    Одновременно вырастут ставки на аренду муниципальных нежилых объектов.

    По словам заместителя главы города, руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений Евгения Кирилюка, сегодня средняя стоимость муниципальной аренды в Красноярске составляет 96 рублей за квадратный метр в месяц, в то время как коммерческой - доходит до 1,5 тысячи. Более того, по данным специалистов, стоимость за пользование муниципальными площадями в городе - одна из самых низких в СФО. В мэрии намерены довести величину арендных платежей до среднесибирских. Стоит отметить, что повышение пройдет в несколько этапов. В целом, за 2013 год средняя стоимость аренды квадратного метра увеличится в полтора раза.

    Кроме того, депутаты приняли и новые ставки налога на недвижимость.

    - Для большинства красноярцев - а речь идет о восьмидесяти процентах населения - она увеличится в среднем на один процент, то есть, максимум на три рубля, - комментирует руководитель департамента экономики Татьяна Зеленская. - Существенно налог вырастет для собственников дорогого жилья, а также для лиц, владеющих несколькими объектами недвижимости.

    Послушали горожан

    Доходы бюджета Барнаула на 2013 утверждены в объеме 7,53 миллиарда рублей (в том числе безвозмездные поступления из краевого бюджета - 1,64 миллиарда). Немного, по сравнению с соседями, но и жителей в столице Алтайского края тоже заметно меньше.

    Планируется, что городская казна в следующем году получит свыше 4,8 миллиарда рублей налоговых поступлений, большую часть которых составят налоги на прибыль и на доходы физических лиц (около 2,6 миллиарда рублей) и налог на совокупный доход

    (1,15 миллиарда рублей). Неналоговые доходы прогнозируются в размере 903,8 миллиона рублей. Одной из дополнительных статей станет продажа права на установку и эксплуатацию в Барнауле рекламных конструкций.

    Расходы города увеличатся по сравнению с 2012 годом почти на миллиард - до 8,07 миллиарда рублей, а дефицит бюджета краевого центра превысит полмиллиарда рублей. Традиционно основные статьи расходов - социальные: 4,13 миллиарда запланировано на образование, прежде всего - на повышение зарплат в системе дошкольного образования. На развитие водного и дорожного хозяйства и транспорта будет потрачено около 1,63 миллиарда рублей, на ЖКХ - 529,5 миллиона, на социальную политику - 373 миллиона.

    - Впервые основной финансовый документ Барнаула принят с учетом мнения горожан, - отметил глава администрации города Игорь Савинцев. - Бюджет на 2013-й и последующие два года был сформирован с учетом предложений, высказанных участниками общественных слушаний, которые вошли в Народную программу развития Барнаула. Надеюсь, что эта практика принятия бюджета с учетом мнения горожан будет продолжена и в дальнейшем.

    Правда, сделать это, как и следить за исполнением принятого бюджета, предстоит уже новым народным избранникам - основной финансовый документ был утвержден на последней внеочередной сессии Барнаульской городской Думы пятого созыва, накануне выборов.

    Нащупать баланс

    Бюджет Кемерова на 2013-й и плановый период 2014-2015 годов еще верстается. В горсовете его рассмотрят только к концу ноября.

    Пока же, как сообщила на слушаниях в областном парламенте начальник финансового управления Кемерова Ольга Тышкевич, общий объем расходов в проекте бюджета города на 2013 год предварительно определен в объеме 14,7 миллиарда рублей. Ожидаемое снижение расходов в 2013-м, по отношению к 2012 году, - более двух миллиардов рублей. Перед финансистами стоит сложная задача: сформировать сбалансированный бюджет, не снижая при этом расходы по приоритетным статьям и направлениям, увеличив фонд оплаты труда работников муниципальных учреждений.

    - Проблема в том, что высока доля расходов на зарплату, социальное обеспечение и ЖКХ, - уточнила Тышкевич. - В то же время недостаточен удельный вес расходов, связанных с капитальными вложениями. Кроме того, темпы индексации зарплат в бюджетной сфере опережают рост доходов. Теперь повышать зарплаты придется в условиях снижения доходной базы. В результате процесса централизации налоговых источников на федеральном уровне в этом году в бюджет Кемерова больше не зачисляется госпошлина за регистрацию транспортных средств. В итоге городская казна теряет 130 миллионов рублей. И если в 2000 году в муниципальном бюджете оставалась почти половина собираемых налогов, то в 2011-м - всего 14,4 процента.

    За последние десять лет изменилась и структура налоговых доходов бюджета. Хотя по-прежнему основной источник поступлений - налог на доходы физических лиц, даже несмотря на незначительные нормативы его отчислений (менее 40 процентов). Удельный вес НДФЛ составляет 70,5 процента, земельного налога - 20,6 процента, единого налога на вмененный доход - 6,9 процента, госпошлин - 1,1 процента, а остальных доходов - и того меньше.

    Чтобы исключить угрозу устойчивости бюджетной системы города, придется пересматривать приоритеты, а от каких-то обязательств, возможно, и вовсе отказываться. Ведь только на повышение средней зарплаты педагогов дошкольного образования и работников социальной сферы городу потребуется более 200 миллионов рублей в год. Плюс текущие расходы на содержание учреждений, созданных органами местного самоуправления, на субсидии организациям ЖКХ и пассажирского транс-порта в связи с регулированием цен и тарифов.

    - Вопросы рационального использования бюджетных средств у нас на особом контроле, - подчеркнула Ольга Тышкевич. - И перед всеми участниками бюджетного процесса стоит задача - повысить качество финансового менеджмента, эффективность бюджетных расходов и оказания услуг.

    Перспективный источник расширения доходной базы муниципалитетов - имущественные налоги, и, в частности, земельный. Но большое количество земель сегодня налогом не облагается или вообще не учитывается.

    Поделиться