12.11.2012 23:46
    Поделиться

    Приморский район Санкт-Петербурга разгружается от пробок

    Активное развитие транспортной инфраструктуры Приморского района демонстрирует пример комплексного подхода, когда в сравнительно короткие сроки удается решить проблему пробок.

    Введенные в эксплуатацию новые транспортные развязки на улице Савушкина, строительство путепровода на Коломяжском проспекте разгрузили от пробок район Черной речки и улицу Савушкина. Однако быстроразвивающийся район требует дальнейшего решения транспортных вопросов, особенно в плане соединения различных частей района. Улучшению ситуации, по мнению экспертов, поможет интеграция в систему общественного транспорта существующих железнодорожных путей.

    На прошлой неделе бывший депутат Законодательного собрания Михаил Амосов передал вице-губернатору Игорю Метельскому, возглавляющему комиссию по корректировке Генерального плана Петербурга, ряд предложений по более эффективному, чем на данный момент, использованию расположенных в Приморском районе железнодорожных веток и строительству новых станций. Предложенный экс-депутатом план призван, прежде всего, улучшить транспортное сообщение между центральной частью Петербурга и районом будущего общественно-делового комплекса "Лахта-центр". "Опыт Хельсинки и Стокгольма показывает, что железную дорогу можно эффективно использовать для внутригородских сообщений", - уверяет Михаил Амосов.

    Зарубежный опыт интеграции железнодорожных сетей в систему городского общественного транспорта действительно очень обширен. Он отнюдь не ограничивается Хельсинки и Стокгольмом: железная дорога органично встроена в единую транспортную систему и в Париже, и в Мюнхене, и в Штутгарте, и во многих других городах. "Сложнее сказать, где она не интегрирована", - отметил заместитель генерального директора по развитию ЗАО "Петербургский НИПИГрад" Михаил Петрович. Эксперт подробно рассказал об основных принципах, на которых строится система общественного транспорта европейских городов. "В Париже есть региональная система пригородных и городских железных дорог, очень мощная система, которая включает в себя три элемента: железные дороги, метрополитен и RER (сеть региональных экспрессов), - сказал Михаил Петрович. - В Мюнхене также прекрасно работает единая система железнодорожного и городского транспорта. Единая, прежде всего, с точки зрения потребителя: например, трамвайные вагоны там ходят и по городской трамвайной сети, и по железнодорожным путям, это высокоинтеллектуальная система".

    Схожая система общественного транспорта, в которую органично вписывается железная дорога, создана в Штутгарте. По словам генерального директора ООО "Лентранспроект" Евгения Свекровина, она включает в себя U-Bahn - трамвайные линии - и S-Bahn, куда входят поезда метро и пригородные электрички. Всего в Германии существуют 14 систем S-Bahn, многие из которых обслуживают сразу несколько городов.

    Причина, по которой европейцы столь охотно "встраивают" железнодорожную инфраструктуру в систему городского общественного транспорта, заключается, прежде всего, в повышенной пропускной способности железной дороги. "Железные дороги имеют пропускную способность в 10-20 раз больше, если сравнивать с автомобильными дорогами. Выбор: построить десятиполосные автомобильные дороги или железнодорожные пути?" - объяснил Михаил Петрович. При этом европейские эксперты по развитию городов понимают, что транспортные вопросы теснейшим образом связаны с вопросами социальными. Качественная, без сбоев, работа транспортной системы обеспечивает доступность центров деловой активности, что, в свою очередь, привлекает в город высококвалифицированных специалистов. "Как только люди перестают иметь возможность доехать до центра деловой активности, качество жизни сразу снижается, - заявил заместитель генерального директора по развитию ЗАО "Петербургский НИПИГрад". - Центр деловой активности - это центр максимального дохода населения и центр инноваций".

    Российские проектировщики активно перенимают зарубежный опыт. Так, во время проектирования транспортной системы Приморского района вокруг будущего общественно-делового комплекса "Лахта-центр" основной целью специалистов было формирование максимально удобных транспортных маршрутов, связывающих новый центр деловой активности с другими районами города. При этом строители не ограничатся созданием новых дорожных развязок и расширением существующих магистралей. В планы администрации Петербурга входит строительство в Лахте новой станции метро, запуск линии легкорельсового транспорта, а также развитие водного сообщения. Таким образом, в Приморском районе сформируется сбалансированная система, включающая сразу несколько видов транспорта, что поможет существенно уменьшить "пробки" на дорогах северной части города.

    Одна из основных целей транспортной системы города - объединение всех его районов в целостную систему. Это вопрос не только экономический и градостроительный, но и политический. "Политикам тоже нужно думать: насколько они хотят, чтобы городская агломерация была связана? Или они хотят деструктивно разбить агломерацию на закрытые города, чтобы оттуда никто не уезжал?" - спрашивает Михаил Петрович. По мнению эксперта, центр и окраины города необходимо рассматривать как единую систему. Интеграция железнодорожного сообщения в структуру общественного транспорта, как уверен петербургский урбанист, может стать в этом очень хорошим помощником.

    Комментарий

    Евгений Баскин, генеральный директор ОАО "Петербургские дороги":

    - Строительство "Лахта-центра" транспортную ситуацию в Приморском районе не усугубит. Я не понимаю, на чем основываются эти опасения. Сейчас прорабатываются новые магистрали и соединения, проектируется большая сеть дорог, причем не только со стороны города, но и со стороны севера, со стороны Комендантского проспекта. Пойдет расширение Суздальского проспекта, развитие Туристской улицы, строительство новых развязок. После окончания строительства Западного скоростного диаметра будет выход на кольцевую. Это развитие было запланировано задолго до "Лахта-центра".

    Поделиться