12.11.2012 14:08
    Поделиться

    В Уфе назвали лучшие спектакли фестиваля театров кукол Поволжья

    В Уфе завершился II Окружной фестиваль "Театральное Поволжье" - "Ниточка", на котором 11 театров кукол показали свои работы. За шесть дней на двух сценических площадках было сыграно 14 пьес.

    Специального отбора принципиально не проводилось. По словам инициатора "Ниточки", директора Башкирского государственного театра кукол Ильмара Альмухаметова, любые рамки, которые ставят художнику, только ухудшают результат.

    Поэтому коллегия критиков, детское жюри, театроведы и простые зрители увидели некий "срез" того, чем здесь и сейчас живут театры кукол Поволжского региона. После каждого спектакля коллегия критиков обсуждала его достоинства и недостатки. Причем, как подчеркнула председатель коллегии Валентина Федорова, все было "по гамбургскому счету", сурово и справедливо. Параллельно свою, абсолютно автономную, работу вело детское жюри.

    И взрослым, и детям предстояло назвать лучший спектакль. Свой выбор они озвучили на церемонии закрытия фестиваля. Коллегия критиков выбрала  "Варвару Ивановну" по пьесе Бориса Шергина (Оренбургский муниципальный театр кукол "Пьеро"). Дети отдали предпочтение сказке "Братец Лис и Братец Кролик" (Пензенский областной театр "Кукольный дом"). С ними оказалась солидарна и детская телестудия "Тамыр", учредившая свой спецприз.

    Приз зрительских симпатий достался "Звездочке" (Башкирский государственный театр кукол). Один из организаторов фестиваля - администрация Уфы - отметила "Волшебные сны Апуша" Татарского государственного театра кукол "Экият". Коллектив получил спецприз за сохранение традиций национальной драматургии.

    Кубок "Театрального Поволжья" вернулся в Пензу, где в 2014 году пройдет очередной фестиваль. А "Ниточка", как заверил Ильмар Альмухаметов, будет продолжаться в Уфе. Его планируется проводить один раз в два года. Поддержка регионального минкульта получена.

    Казанский критик Нияз Игламов считает, что такой крупный город, как Уфа должен иметь фестиваль, подобный "Ниточке".

    - Уфа снова должна стать центром движения театров кукол, как это было 30 лет назад, когда она объединила театры "Уральской зоны". Это правильное и очень нужное дело, - подчеркнул он.

    Валентина Федоровна убеждена, что фестиваль "Ниточка" - это хорошая школа для театральных коллективов, та площадка, где можно обсудить общие проблемы и поискать решения.

    - Фестиваль собрал много хороших коллективов. Мы увидели интересные постановочные решения, кукол, актеров. Некоторые спектакли можно рекомендовать на всероссийские и международные фестивали. Но есть и общие проблемы, о которых нельзя не говорить. Если сегодня еще можно с ними смириться, то завтра они распространяться повсюду, - отметила она.

    Среди них - литературное достоинство текстов. Это общая боль. Кукольная драматургия всегда была слабым звеном. Хороших новых пьес мало или и вовсе нет, поэтому и сегодня востребованы и Маршак, и Чуковский, и Михалков.

    Но как опасную тенденцию критики отмечают переиначивание любимых несколькими поколениями сказок или классики. Как результат, например, в "Мухе-Цокотухе" прославляется не Комар-победитель, а… Паук-благодетель. Этому, считают эксперты, надо ставить заслон. Но каким образом?

    - Сегодня мы утеряли идеального героя в широком смысле. К чему сегодня призывать детскую аудиторию? О чем писать, что воспевать? Что мальчик умеет с детства деньги зарабатывать? Нет ориентиров. Никто не занимается этим в масштабах страны. Это слепок картины всей России, - подытоживает Валентина Федорова.

    Избежать идеологических перекосов и продвижения на сцены пьес сомнительного качества могло бы помочь "сито" в виде экспертного совета, созданного при министерстве культуры того или иного региона. Такой, по словам Нияза Игламова, успешно работает в Татарстане. Лучшие пьесы централизованно закупаются, о чем, однако, знают далеко не все участники процесса. Руководитель Набережночелнинского театра кукол, например, сделала для себя такое открытие на заключительном круглом столе фестиваля "Ниточка".

    Продолжая тему практической пользы проведения фестиваля "Ниточка", то надо отметить, что он положил начало творческому содружеству двух коллективов. Руководство Башкирского театра кукол и Татарского театра кукол "Экият" договорились о том, что будут делиться интересными пьесами, а также проведут обменные гастроли.

    Поделиться