10.11.2012 14:15
    Поделиться

    В Воронеже американские джазмены сыграли с курским хором

    На очередном концерте "Джазовой провинции" в Воронеже этнографический ансамбль "Росстань" из Курской области исполнил старинные обрядовые песни в сопровождении бас-гитары, ударных и саксофона, объединив две традиции музыкальной импровизации - русскую народную и джазовую.

    Голос вокалистки Светланы Егоровой перекликался с саксофоном Николая Винцкевича, характерное для фольклорных исполнителей притопывание - с ударами барабанщика Джоэла Тейлора, залихватскую мелодию русской песни невозмутимо выводил на своем инструменте басист Кип Рид… Артисты отплясывали в костюмах 200-летней давности и посвистывали на кугиклах, Леонид Винцкевич колдовал над "электронными" клавишами. А один из самых востребованных в США гитаристов-универсалов Майк Миллер "разрабатывал" непривычную для него русскую тему, с удивлением посматривая в сторону то одних (Винцкевичи), то других ("Росстань") курян.

    Воронежский зритель отнесся к эксперименту как минимум с доброжелательным любопытством. Кого-то, правда, смутило смешение стилей и эпох в одной, отдельно взятой солистке: "полународный" укороченный костюм, накладные ногти, модная прическа… Но пение типично фольклорного "ой, лели-лели" в джазовой манере отнюдь не казалось диссонансом.

    Несколько композиций этого международного джаз-фолк проекта выпущены на диске. В будущем, возможно, появится и видеофильм.

    Уникальный проект, не имеющий ничего общего с эстрадным фольклором, был давней мечтой бессменного арт-директора "Провинции" Леонида Винцкевича. Интересоваться подлинно народной русской музыкой он начал еще в 1970-е годы. Позже, работая в курской филармонии, в одной из поездок по родной области познакомился с записями сельских бабушек, собранными преподавателями и учащимися музучилища в городке Суджа. Винцкевич был поражен: вот где корни музыки Прокофьева и Стравинского! С тех пор  Леонид немало экспериментировал с русскими мотивами как композитор. А когда при том самом училище (ныне - техникум искусств) образовался ансамбль "Росстань" под руководством Валентины Савенко", загорелся идеей сотрудничества.

    - Мы пробовали играть вместе с начала 1990-х, с разными музыкантами. И вот наконец удалось собрать наиболее представительный состав и добраться до студии. Записывались по отдельности - выманить наших американских друзей в Курск, сами понимаете, непросто. Но я надеюсь, в будущем мы найдем время и спонсора, чтобы сделать полноценную пластинку, - рассказал Леонид Винцкевич.

    Суджанский коллектив исполняет народные песни, "подслушанные" в окрестных селах, аутентично. По словам Валентины Савенко, в день выступления артисты даже между собой специально разговаривают на местном диалекте, чтобы "поймать" верную интонацию и произношение:

    - А что касается импровизации, то это просто основа народного пения. Бабушки поют, например, одна устала высокие ноты тянуть, толкает подругу: "Подладь, а?" - и они как бы меняются партиями. Сколько раз поют одну и ту же песню - столько у нее версий. Как американцы импровизируют, мы не очень понимаем, смотрим на Леонида, что он подскажет делать.

    Американцы, в свою очередь, только диву даются - русские поют не по канонам (как, собственно, принято в джазе), а "по настроению". Делать нечего, не навязывать же им свой музыкальный язык! Подстраиваются.

    - Публика во всех городах, где мы уже побывали в этот раз в рамках "Джазовой провинции", принимает наш проект тепло, - отметил Леонид Винцкевич. - Но мне кажется, что мы немного не доросли еще до таких экспериментов. Нужно "объесться" американским джазом, чтобы понять, что будущее - за вот таким взаимообогащением разных направлений в музыкальной культуре.

    Справка "РГ"

    Расписание концертов фестиваля "Джазовая провинция" в городах европейской части России и информация о музыкантах - на сайте www.jazzprovince.ru.

    Фоторепортаж
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Поделиться