09.11.2012 12:21
    Поделиться

    Эксперты определили самые востребованные предложения соцпакета

    Корпоративная парковка стала одним из наиболее востребованных предложений соцпакета в этом году. Об этом говорится в общероссийском исследовании консалтинговой компании Case "Осень-2012", проведенном среди более, чем 80 тысяч работников российских и зарубежных индустриальных и производственных компаний.

    Если 15 лет назад парковка была исключительно привилегией топ-менеджеров (в некоторых компаниях - лишь первых лиц), и требования кандидатов к такой льготе воспринималось как завышенная самооценка, то сейчас, особенно в Москве, эта мера становится обыденной частью организации комфортной городской жизни.

    А вот компенсации на посещение спортивных клубов и фитнес-центров стали менее популярными в этом году. Эксперты объясняют эту тенденцию, прежде всего, большим разбросом пристрастий и требований сотрудников, а также интенсивным ритмом работы - оплаченный компанией абонемент зачастую не используется, либо используется не полностью, а денежная компенсация на фитнес тратится не по назначению. В результате ряд компаний задумались над тем, как использовать эти средства более эффективно.

    Одним из заметных трендов 2012 года, наряду с социальным пакетом, стал рост значимости инструментов нематериального стимулирования.

    "Как показало наше исследование, особенно ценимы сотрудниками целевые программы обучения и развития, индивидуальные карьерные планы, стажировки в зарубежных офисах компании, программы кадрового резерва. Из самых современных тенденций специалистами все более востребована  возможность работать удаленно, либо по гибкому графику в тех индустриях и профессиях, где это применимо", - отмечает гендиректор Case Татьяна Баскина.

    Что касается материального стимулирования, в том числе структурирования различных видов бонусов и премий, то есть переменной части вознаграждения, то по сравнению с прошлыми годами снижается доля гарантированных бонусов при стабильном росте процента переменных и премий по итогам года.

    Например, осенью 2010 года гарантированные бонусы собирались выплачивать 40 процентов участников регулярных исследований, осенью прошлого года - всего 27 процентов.

    На самом деле говорить о снижении доли гарантированных бонусов не приходится, - полагает маркетолог Сафия-Литиция Уман, - она не снижается - кто их получал, так и продолжает получать.

    Эксперт считает, что в данном случае остро стоит вопрос "серой" заработной платы, которую сотрудники получают в конвертах, ведь эта проблема до сих пор не решаема.

    Бонусы и премии в массе получают именно так, и данный вопрос, безусловно, решается индивидуально. Такую тенденцию индивидуальных премий и бонусов можно наблюдать в большинстве случаев  в секторе продаж и в некоммерческих организациях.

    В то же время нефиксированные бонусы, которые напрямую связанны с объемом продаж или рентабельностью компании остаются на стабильно высоком уровне: их собирались выплачивать 73 процента участников в 2010 году, 74 процента в 2011 году, 75 и 77 прцоентов весной и осенью 2012 года.

    "Поскольку эти виды вознаграждения, как правило, привязаны к результатам деятельности компании, то они содержат меньше рисков для компании: если финансовые показатели не достигнуты, то нет и затрат", - уточняют аналитики исследования.

    Любопытны и тенденции в части льгот: стабильно высокий процент участников предлагает сотрудникам медицинское страхование (ДМС),  притом, что стоимость страховки медленно, но верно увеличивается, примерное на 1000 -1500 рублей каждые полгода в базовой медицинской программе. Так, в 2010 году в среднем по России ДМС можно было оформить за 16 642, а осенью этого года  -  уже за 21 027 рублей.  Причем, в Москве эта цифра сейчас превышает 26 тысяч рублей.

    Компенсация на питание остается практически неизменной во всех исследуемых компаниях. Затраты на эту льготу также возрастают каждые полгода, прогрессируя в среднем по России от среднего размера компенсации - 1662 рублей в 2010 году к 2130 рублей в 2012 году. В Москве этот показатель сейчас составляет около 4 тысяч рублей.

    По сравнению с прошлыми годами повысился до максимального процент компаний, в которых сотрудникам предоставляется мобильная связь (кстати, здесь затраты растут медленнее). "Объяснение простое - корпоративный телефон переходит из раздела "блага и льготы" в раздел "оборудование, необходимое для осуществления трудовой функции".

    "А вот предоставление корпоративного авто имеет небольшой тренд к снижению, что вполне обоснованно - это одна из самых дорогих составляющих компенсационного пакета", - отмечают эксперты.

    По мнению Сафии-Литиции Уман, в ближайшие годы наиболее популярным из продуктов соцпакета станет медицинская страховка. "Все так же востребованными останутся нематериальные бонусы, но, по сути, они нужны далеко не всем - многие хотели бы, чтобы корпоративы и прочие блага были заменены денежными выплатами, - считает эксперт.

    Поделиться