08.11.2012 10:03
    Поделиться

    Эксперт: Бизнес-образование в мире и в России не дает необходимых знаний

    Низкое качество подготовки управленцев в российских бизнес-школах - следствие не столько юного возраста наших управленческих кафедр и образовательных программ, сколько выражение общего кризиса делового образования в мире. Управлению учат не так, как надо, и не те, кому это должно быть позволено.

    Реальное дело ставит человека перед лицом конкретных проектных задач, и он требует от бизнес-школ не дипломов и веселого общения, а живых знаний и действующих инструментов. В бизнес-школах "реальный опыт управления" передается через решение слушателями массы типовых проблемных ситуаций из жизни (кейсов). Считается, что чем больше кейсов, скажем, из жизни воротил чикагских скотобоен человек прорешает, тем более успешно у него пойдет скотобойный бизнес где-нибудь под Рязанью. Проблема здесь даже не в нашей странной убежденности, что в России можно установить управленческие порядки по европейско-американско-китайскому образцу, а в том, что кейсы даже из жизни среднерусских предпринимателей мало чему могут научить.

    Нужно менять не программы, а подход к обучению - и кардинально. Для реальной подготовки управленца ему нужны не кейсы чужого опыта, а полное включение его в живое дело со взятием на свои плечи реальной ответственности. Работа в действующей компании позволяет человеку осознать конкретные потребности в обучении. Нужно понять, что зарубежная управленческая наука находится в тупике и хорошо выглядит в наших глазах только потому, что продвигается неплохими "товароведами" в сфере бизнес-образования. Нам нужно начинать жить своим управленческим умом. А если не очень хорошо получится, так хотя бы на образовательных бюджетах сэкономим.

    Есть такое понятие - "русский проект". Это когда нужно сделать что-то небывалое. Как это делать, никто толком не знает, при этом "немцы уже под Москвой", а позади - заградотряд. Не знаю, к счастью или к несчастью, но в нашей истории именно в таких условиях люди эффективно учились делать дело, и, похоже, по-другому у нас и не получается.

    Выдающиеся русские управленцы выходили именно из "русских проектов": когда построили Транссиб за 10 лет, в войну за полгода переместили половину заводов с запада на восток страны, превратили болота Сибири в мировую энергопровинцию за две пятилетки... Наша особенность в том, что основным "заказчиком" таких проектов должно быть государство. Нынешний частный бизнес большей частью только копирует чужие модели, что и дает надежду бизнес-тренерам, натаскивающим своих слушателей на опыт чужой жизни.

    Опыт подготовки специалистов для реализации "русских проектов" освоен в известной "системе физтеха". Основатели МФТИ, осмыслив элементы английской системы тьюторства, предложили создать принципиально новую для России модель образования. В ее основе - обучение будущих инженеров через участие студентов в реальном и сложном проекте под руководством мэтра. Именно на этом базируются развиваемые в последние годы в нескольких образовательных центрах России курсы подготовки управленцев, один из которых так и называется - "гуманитарный физтех".

    Возможно, все это вырастет в мощное древо российской управленческой школы, и она если не заменит, то потеснит господствующую ныне гарвардскую традицию бизнес-образования, которой мы платим неприлично большую дань.

    Поделиться