07.11.2012 20:09
    Поделиться

    На аукционе Sotheby's будет продан личный архив Андрея Тарковского

    28 ноября на лондонских торгах Sotheby's в разделе "Музыка, европейские и русские книги и рукописи" будет представлен для продажи архив Андрея Тарковского, относящийся к 1967-1987 годам. Первоначальный эстимейт архива, в котором среди нескольких тысяч рабочих записей, личных фотографий, частных документов, есть и набросок письма режиссера Леониду Брежневу, - 80-100 тысяч фунтов стерлингов.

    Это первый раз, когда архив знаменитого русского кинорежиссера появляется на торгах. В частности, среди материалов есть напечатанные режиссерские разработки для фильмов "Солярис", "Зеркало" (который первоначально назывался "Белый, белый день") и "Сталкер". Существующие лишь в нескольких копиях, эти книжечки, где обозначены место установки камер, угол съемки, позволяют заглянуть в мастерскую режиссера. Они дают представление о первоначальных планах режиссера и позволяют сравнить их с финальной версией фильма.

    Среди архивных материалов есть также четыре фотоальбома со снимками последних лет эмиграции, некоторые из которых не публиковались раньше. В них фотографии Тарковского с Кшиштофом Занусси, Отаром Иоселиани, Олегом Янковским, Мстиславом Ростроповичем и Юрием Любимовым... Есть снимки, сделанные во время путешествий по Англии, Италии, Америке... Другие фото сняты в семейном или узком дружеском кругу. Среди последних кадров - фотографии мастера незадолго до смерти в Париже.

    Помимо фотоархива, есть обширный аудиоархив - 32 аудиокассеты и 13 минидисков интервью с Тарковским, в том числе непубликовавшиеся.

    Кроме письма Брежневу, Sotheby's упоминает о 12 письмах Тарковского Евгению Даниловичу Суркову, который был главным редактором журнала "Искусство кино", с обсуждением творческих вопросов. Из рукописей нельзя также не упомянуть подготовительные материалы к книге "Запечатленное время": записные книжки, несколько глав и машинописный финальный вариант с правкой автора.

    Sotheby's не упоминает, кому сейчас принадлежат все эти раритеты, впрочем, тут как раз диапазон догадок не слишком широк. Гораздо интереснее, кто станет владельцем этого бесценного наследия. Аукционный дом, конечно, рассчитывает на покупателей из России. Если так, то, скорее всего, речь может идти о частных лицах. Увы, у Музея Кино в России нет даже собственного помещения, не говоря уже о средствах для торгов в Лондоне. Остается, правда, шанс, что покупкой заинтересуется Госфильмофонд. Но шанс (в силу финансовых причин) достаточно призрачный. Но возможно, что зарубежные киноархивы проявят интерес, и наследие русского режиссера останется за границей. Что ж, подождем до среды 28 ноября?

    Цитата

    "В течение трех с половиной лет мой фильм не выпускался на экран... "Андрей Рублев" не был и не мог быть использован ни для какой антисоветской пропаганды. ... У меня нет никакой возможности реализовать свои творческие идеи. Мне говорили, что вопрос тесно связан с судьбой "Андрея Рублева"... Опять же, если у меня нет работы, я не могу заработать на жизнь, хотя у меня жена и ребенок. Мне неудобно говорить обо всем этом, но моя ситуация остается неизменной уже так долго, что я не могу молчать больше..."

    Из наброска письма А.Тарковского Л.Брежневу по поводу запрета показа "Андрея Рублева" в 1966 году (в переводе с английского)

    Поделиться