Концепция долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования Пермского края на 2013 - 2017 годы" (далее - Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, ключевые направления, приоритеты, задачи развития образования, комплекс программных мероприятий, обеспечивающих оптимально возможное совершенствование всех элементов системы и механизмы их реализации как фундаментальных составляющих социально-экономического развития региона.
Настоящая Концепция исходит из целевых ориентиров инновационного развития образования, заданных в программных и руководящих документах уровня Российской Федерации, приоритетов социально-экономического развития Пермского края.
Разработка Концепции обусловлена:
Законом Пермского края от 02.04.2010 № 598-ПК "О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края";
Постановлением Правительства Пермского края от 11.02.2009 № 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ".
Концепция является основой для разработки Долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы" (далее - Программа), направленной на решение задач системных изменений в сфере содержания и организации образования, осуществляемого органами государственной власти, органами местного самоуправления
и образовательными учреждениями.
1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом
Стратегия развития образования в современной России определена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", Федеральной целевой программой развития образования на период 2011- 2015 гг., Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, проектом федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", другими программными и руководящими документами Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию.
Концептуальные документы и целевые программы российского уровня ставят проблему недостаточной социальной эффективности действующей системы образования, ее отставания от запросов современной экономики и общества.
Актуальная ситуация в образовании Пермского края характеризуется особым динамизмом, сложностью, порой противоречивостью развертывающихся процессов. При наличии отдельных механизмов, способствующих росту качества образования, в целом его эффективность оказывается еще недостаточной для обеспечения новых задач развития края - становления инновационной экономики, повышения уровня жизни населения, роста инвестиционной привлекательности региона.
Учитывая сложность, многообразие и масштаб поставленных задач, необходимость выработки комплексных и системных решений, обеспечивающих кардинальное изменение качества образования в достаточно короткие сроки, представляется, что наиболее эффективным средством будет являться программно-целевой метод управления, предполагающий разработку и реализацию региональной целевой программы. Подобное решение позволит объединить отдельные мероприятия и добиться мультипликативного эффекта, выраженного в эффективном использовании различного рода ресурсов, актуализации задач повышения социальной эффективности образования для всех специалистов образовательной системы края.
Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования позволит создать условия для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной и региональной политики в условиях бюджетных ограничений.
Решение поставленных задач в рамках долгосрочной целевой программы позволит в комплексе обеспечивать деятельность по развитию образования в Пермском крае с работой по реализации других долгосрочных целевых программ (как действующих - "Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы", "Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ на территории Пермского края на 2012-2015 годы", "Развитие и гармонизация национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы", так и разрабатываемых - "Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2013-2017 годы", "Патриотическое воспитание граждан Пермского края на 2013-17 годы", "Обеспечение безопасности дорожного движения на 2013-2017 годы").
Программа является результатом достижения общественного консенсуса по приоритетам образовательной политики как в целом в крае, так и в отдельных муниципалитетах.
Наличие Программы является необходимым условием федерального софинансирования региональных проектов Министерством образования и науки Российской Федерации.
Накопленный в регионе опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по модернизации системы образования, а именно: реализация в регионе Комплексного проекта модернизации образования (КПМО) (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования"), результаты анализа реализации мероприятий федеральных проектов, таких как Приоритетный национальный проект "Образование" (ПНПО), также подтверждают целесообразность и необходимость разработки и реализации долгосрочной целевой программы.
Программа как организационная основа региональной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих структурные изменения в образовании.
Важнейшим результатом использования программно-целевого метода является создание централизованного механизма координации всей деятельности на основе системного подхода к ее осуществлению на региональном и муниципальном уровнях. Также предусматривается точное определение полномочий и ответственностей на разных уровнях управления, осуществляется рациональное планирование, обеспечивается эффективное решение проблем за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных целью, задачами, ресурсами и сроками. Кроме того, программно-целевой метод может быть реализован только при эффективной системе мониторинга, действующего на основе объективных показателей и индикаторов изменений в образовании Пермского края.
2. Обоснование соответствия решаемой проблемы стратегическим целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Пермского края
Одной из приоритетных задач, стоящих перед регионом, является задача обеспечения конкурентных преимуществ для населения края за счет развития его человеческого потенциала, в первую очередь, его образовательной составляющей, в быстроменяющихся социально-экономических условиях жизни и стремительно развивающихся технологий, науки, знаний. Стратегической основой экономического развития края становится формирование экономики нового типа (инновационной экономики, экономики знаний). В условиях конкурентной борьбы для региона, основой инновационной экономики которого являются традиционные отрасли, приоритетным фактором развития видится человеческий ресурс, то есть "люди, способные организовать мир вокруг себя, разглядеть новую идею, создать
для ее реализации новые рабочие места".
Пермскому краю, нужны люди, способные "к высокопроизводительному труду, к воспроизводству и развитию собственной жизни и жизни новых поколений, социальных связей и институтов". Обучение и развитие такого рода людей рассматривается в качестве инвестиции в конкурентное развитие Пермского края.
В этих условиях основной проблемой, стоящей перед образовательной системой Пермского края, становится неравномерность достижения современного качества образования в отдельных муниципалитетах и образовательных учреждениях края; его недостаточная социальная эффективность, в т.ч. отсутствие массовой образовательной практики по формованию у учащихся социально значимых компетентностей, таких как умение получать и использовать знания в новых условиях, умение учиться, способность к самоопределению и самоидентификации, правовое сознание, социальная и исследовательская компетентности, компетентность в вопросах сохранения здоровья.
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе образования региона в ходе реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, КПМО, ПНПО и увеличения бюджетных расходов на образование, в настоящее время сохраняются проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс развития и модернизации данной сферы удовлетворяет общество.
Для повышения социальной эффективности образования в регионе должны быть созданы саморегулирующиеся механизмы компенсации дисфункции традиционных образовательных систем разного уровня, возникающих при предъявлении к ним требований нового качества.
3. Характеристика актуального состояния региональной образовательной системы
Условия образовательной деятельности.
Материальная база учреждений образования края в целом находится в удовлетворительном состоянии благодаря реализации проекта "Новая школа". Однако около 17% образовательных учреждений в крае все еще функционируют без лицензии на образовательную деятельность. Увеличивается численность детей, не охваченных услугами дошкольными образования. В 2012 году 30,1 тыс. детей состоят на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения. Проект "Мамин выбор" на время снял социальную напряженность, но необходимы конкретные мероприятия по созданию дополнительных мест для детей дошкольного возраста.
Число учреждений начального и среднего профессионального образования в Пермском крае в период с 2009 по 2012 г. сократилось со 135 до 80 учреждений. При этом сохраняется риск, что могли быть
не учтены все возможные социально-экономические последствия для населения и экономики края.
Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основании нормативов стоимости образовательной услуги. Вместе с тем, норматив для малокомплектных школ, с одной стороны, и для инновационных школ, с другой стороны, недостаточен. Норматив в части фонда материального обеспечения не индексировался с 2008 года, а сегодня необходимо переоснащение материальной базы образовательных учреждений в соответствии с требованиями нового государственного образовательного стандарта.
В Пермском крае наблюдается стабильная динамика роста заработной платы учителей: средний размер заработной платы учителя к концу 2012 года будет равен средней заработной плате в экономике края и составит 21 250 рублей. Но это не решает вопросов привлечения молодых специалистов в отрасль образования - их доля 3-5 %, поэтому требуются особые меры по повышению престижа и социального статуса педагога.
Заработная плата воспитателей детских садов остается низкой и в 2011 году составляла 62% от уровня заработной платы учителя. Учитывая создание новых учреждений дошкольного образования, необходимо создать условия для привлечения сюда значительного числа специалистов.
Отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации не позволяет осуществлять развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса в соответствии новыми образовательными стандартами.
Основные результаты.
Система общего образования Пермского края характеризуется высокими результатами по академическим показателям. Об этом свидетельствует превышение "среднего балла ЕГЭ по всем предметам" общероссийских показателей, рост числа "стобалльников" и количества выпускников, набравших по трем предметам ЕГЭ более 225 баллов. В то же время, ряд школ края не может выйти на современный уровень учебных достижений, что требует организации специальной работы по исправлению ситуации.
В регионе большое внимание уделяется работе с одаренными детьми, Пермский край входит в "золотую дюжину" субъектов России по результатам всероссийской олимпиады, работают 6 заочных школ для одаренных детей при вузах, в ряде школ обучение старшеклассников ведется на основе индивидуальных образовательных траекторий. Но сопровождение одаренных детей не стало приоритетом всех муниципалитетов.
В таком многонациональном и поликонфессиональном регионе как Пермский край, где существуют территории как с концентрированным проживанием людей одной нации (Коми - Пермяцкий округ, Бардымский район, , Уинский район (17 татарских деревень), Октябрьский район (16 татарских деревень), г.Пермь (42 тыс. человек татар и башкир)), так и с дисперсным проживанием людей в различных поселениях, пока еще недостаточно используется потенциал национального образования, мало внимания уделяется сохранению родных языков, культуры, национальных обычаев и традиций. Здесь заложен важнейший ресурс образования по формированию толерантного сознания и поведения.
Требует обновления система образования детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо создать условия для реального выбора форм получения образования на уровнях дошкольного, школьного, дополнительного и профессионального образования.
Существует проблема трудоустройства по специальности выпускников учреждений как среднего, так и высшего профессионального образования.
Эта ситуация коррелирует не только с не востребованностью на рынке труда определённых направлений подготовки, но и с неготовностью выпускников вузов трудоустраиваться на предприятия с низкими стартовыми позициями. При этом, сохраняется проблема качества подготовки выпускников, не владение ими эффективными способами деятельности на производстве, что так же влияет на их качественное трудоустройство.
Сегодня мировой тенденцией является не обучение студента на языке страны пребывания (в Росси - на русском языке), а адаптация педагогов и всего учебно-методического обеспечения к преподаванию на основных языках международного общения - английском, французском и др. Одной из причин, обуславливающих незначительный контингент иностранных студентов в Пермских вузах, является отсутствие подготовленных научно-педагогических кадров, способных осуществлять образовательный процесс на иностранных языках. Это отражается и на малом использовании нашими учеными иностранных изданий для публикации своих исследований.
В регионе накоплен многолетний опыт осуществления инновационной работы, приносящей существенные результаты: школы для старшеклассников, школы международного бакалавриата, кадетские школы, школы здоровья, профильные школы и т.п. Но нуждаются в совершенствовании механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности.
В регионе регулярно проводятся мониторинговые исследования качества обученности, в том числе на базе международных измерительных материалов, но использование полученных результатов вызывает затруднения у педагогов и руководителей. Создание условий для развития независимых форм оценки качества образования является важным требованием сегодняшнего дня.
Ряд механизмов стимулирования качества образования уже действуют в системе образования края:
- введение норматива подушевого финансирования положило основу для создания внутренней конкурентной среды;
- создание школ для старшеклассников, обладающих широкой сетью социальных партнеров, обеспечило возможность социальной и географической миграции учащихся ряда территорий края, вывело образовательный процесс
за пределы школы, создало условия для обновления содержания образования;
- разработка и реализация механизма формирования и размещения государственного заказа на основе регионального сертификата профессионального образования на подготовку рабочих кадров и специалистов в системе начального и среднего профессионального образования создали основу подготовки рабочих кадров и специалистов.
Таким образом, необходимо целевое решение ряда проблем, сдерживающих развитие образования региона, таких как:
- несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития Пермского края;
- несформированность региональной системы оценки качества образования, позволяющей отследить социальные эффекты образовательной деятельности;
- недостаточно эффективное использование новых форм и технологий образовательного процесса, включая использование информационных и коммуникационных технологий;
- неравномерное развитие муниципальных систем образования, территориальная дифференциация уровня образования;
- увеличивающийся разрыв в качестве образования в крупных городских и сельских малокомплектных школах;
- недостаточное использование потенциала национального образования для сохранения языков, культуры, традиций, воспитания подрастающего поколения;
- отсутствие притока молодых специалистов в сферу образования, дефицит квалифицированных педагогических и управленческих кадров;
- недостаточность действующих норм нормативно-подушевого финансирования для обеспечения функционирования малокомплектных школ
и школ, реализующих инновационные образовательные программы;
- недостаточный уровень обеспеченности безопасных условий функционирования ряда образовательных учреждений;
- несовершенство системы социального партнерства;
- несоответствие инфраструктуры образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования требованиям, обеспечивающим доступность и качество профессионального образования;
- не развитость в регионе независимых форм и механизмов участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики, в том числе в процессах независимой общественной оценки качества образования;
- недостаточные материально-технические условия учреждений дополнительного образования детей;
- недостаточные материально-технические условия дошкольных образовательных учреждений для реализации Федеральных государственных требований;
- отставание роста заработной платы воспитателей детских садов от зарплаты учителей;
- отсутствие в ряде муниципалитетов системы сопровождения одаренных детей,
- недостаточность сетевых образовательных ресурсов регионального уровня;
- недостаточность материально-технических, педагогических условий для обеспечения инклюзивного образования;
- узость выбора образовательных ресурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- недостаточное использование учреждениями профобразования региональной системы заказа на подготовку специалистов;
- недостаточно массовая и эффективная профориентационная работа
с молодежью;
- недостаточная привлекательность пермских вузов для иностранных студентов.
4. Оценка ограничений и рисков, возникающих при программно-целевом методе решения проблем
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть ограничения и риски, связанные с:
- недостатками в управлении Программой;
- неверно выбранными приоритетами развития отрасли;
- неразвитостью нормативно-правовой базы инновационного развития;
- ее недофинансированием.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, образовательные учреждения), что приведет к возникновению диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, отсутствию нормативно-правовой базы, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств.
Погрешности при индикативном управлении Программой и недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития отрасли, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования бюджетных средств.
Отсутствие нормативно-правовой базы, обеспечивающей инновационное развитие, может привести к правовому сдерживанию запуска эффективных механизмов достижения ожидаемых результатов Программы.
Чтобы минимизировать возможные отрицательные последствия, связанные с указанными рисками, в структуре управления Программой необходимо предусмотреть создание координационного совета программы.
В целях определения наиболее успешных решений поставленных перед системой образования Пермского края задач в Программе предусмотрена поддержка "точек роста" - инновационных проектов, апробирующих механизмы и способы достижения эффективных результатов образовательной деятельности и не вписывающихся в действующие нормативы.
5. Основные цели, принципы и задачи программы
Основной целью программы является комплексное развитие региональной образовательной системы в интересах всего общества и государства, а также каждого участника образовательного процесса, определение стратегии приоритетного развития системы образования как важного фактора инновационного экономического и социокультурного развития региона. сельскими
Основной стратегической целью Программы является повышение социальной эффективности образовательной деятельности на основе создания условий для индивидуализации образования и использования инновационных механизмов социализации.
Программа развития образования опирается на следующие принципы:
- реализация мероприятий программы должна обеспечивать рост качества предоставляемых в Пермском крае образовательных услуг в соответствии с современными достижениями в науке, на уровне новых российских и общемировых стандартов;
- реализация мероприятий программы должна обеспечивать доступность получения образования вне зависимости от места проживания, уровня достатка и состояния здоровья обучающихся;
- программа включает механизмы и инструменты, позволяющие определять эффективность системы образования;
- в программе предусмотрены мероприятия, нацеленные на обеспечение отдельных категорий лиц дополнительными механизмами поддержки и развития их социальной интеграции и кооперации, чем фиксируется принцип социальной ответственности;
- программа создана в соответствии с принципом открытости, чем определяется участие общественных структур, экспертного и профессионального сообщества в разработке и реализации программы.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи по направлениям:
- содержание образования (введение стандартов общего и профессионального образования),
- система социального партнерства (в т.ч. уточнение перечня профессий подготовки кадров на основе сотрудничества бизнеса и государства, формирование механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей);
- государственно-общественное управление образованием;
- модели и механизмы индивидуализации образования;
- негосударственные услуги в сфере образования;
- электронные услуги в сфере образования;
- национальное образование;
- инклюзивное образование;
- обеспечение доступности образования (малокомплектные школы, детские сады, раннее развитие, "мобильный учитель");
- система оценки качества образования (отслеживание социальной эффективности, ГИА, ЕГЭ, экспертная оценка).
Основные механизмы достижения результатов по уровням образования и системам обеспечения:
В дошкольном образовании: - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе на основе:
- увеличения количества мест для дошкольников за счет наращивания материальной базы, в том числе на условиях частно-государственного партнерства, включающей а) строительство новых зданий, б) разработку и строительство типовых проектов сельского детского сада, сельской начальной школы - детского сада, в) восстановление ранее закрытых зданий;
- обеспечения качества дошкольного образования за счет широкого распространения новых форм, активизации диагностической деятельности психолого - медико-педагогической комиссии (ПМПК), оснащения ДОУ современным оборудованием, повышения заработной платы воспитателей, усиления контроля.
В общем образовании - создание условий и механизмов для обеспечения качества образования на всех ступенях общего образования с учетом запросов потребителей на основе:
- обновления структуры и содержания образования на базе вводимых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, - обеспечения доступности образования и безопасности образовательного процесса (финансирование малокомплектных школ, приведение 100% автотранспорта в соответствие с нормативными требованиями, лицензирование всех ОУ, создание "Учительских домов", продолжение проекта "Новая школа", реализация проекта "мобильный учитель");
- использования механизмов и технологий развития творческого потенциала педагогических коллективов общеобразовательных учреждений;
- развития индивидуализированного (профильного) образования на старшей ступени школы с использованием потенциала учреждений дополнительного образования;
- налаживания системной работы с одаренными детьми (индивидуальный учет и сопровождение, поддержка в т.ч. сельских детей);
- расширения возможностей дополнительного образования детей (использование ресурсов научных организаций);
- поддержка деятельности уникальных инновационных школ;
- оснащения образовательных учреждений современным учебным оборудованием;
- расширения использования современных образовательных технологий, в том числе информационных и коммуникационных, создания технических условий применения широкополосного Интернет;
- программы развития специального (коррекционного) образования, инклюзивного образования (дистанционное образование детей - инвалидов, создание условий для инклюзии в общеобразовательных учреждениях).
Продолжение реализации следующих региональных проектов:
Повышение качества знаний иностранных языков.
Телекоммуникационная образовательная сеть (электронные дневники и журналы, совместная подготовка учителей к урокам, материалы к урокам и домашним заданиям).
Международный бакалавриат в школах г. Перми.
НОЦ "Школа для старшеклассников".
Стимулирование педагогических работников по результатам обучения на ступенях общего образования ("Ступени").
Одаренные дети.
"Новая школа".
Учительский дом - начальная школа.
Выплаты кандидатам наук в школах.
В начальном и среднем профессиональном образовании - формирование необходимых условий и механизмов повышения эффективности профессионального образования в обеспечении экономики края трудовыми ресурсами на основе:
- повышения доступности и качества программ начального и среднего профессионального образования в соответствии с потребностями экономики;
- расширения системы регионального заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов в учреждениях, начального и среднего профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда;
- развития сети учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования на основе кластерного подхода;
- обновления содержания программ начального и среднего профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- организация работы центров сертификации прикладных квалификаций выпускников учреждений профессионального образования.
В высшем профессиональном образовании - насыщение экономики и социальной сферы края высококвалифицированными, конкурентоспособными кадрами, готовыми к инновационной деятельности,
к гибкому реагированию на потребности регионального рынка труда на основе:
- создания условий для подготовки кадров по приоритетным направлениям развития экономики края (реализация инновационных программ развития вузов);
- концентрации талантливых студентов в пермских вузах за счет мер дополнительной мотивации студентов, имеющих высокие научные и академические результаты деятельности;
- развития науки и научных школ в Пермском крае, создания международных исследовательских групп (МИГов), в рамках которых группы пермских ученых проводят научные исследования в партнерстве с учеными из зарубежных вузов и научных центров;
- организация послевузовской подготовки ученых и специалистов для осуществления образовательного процесса на иностранных языках;
- обеспечения координации и оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов, находящихся на территории края - ПНИПУ, ПГНИУ, ПФ ВШЭ и реализация стратегии развития ПГГПУ, имеющего утвержденную программу развития как гуманитарного вуза.
- мероприятий по развитию вузовской и межвузовской инфраструктуры;
- создания центров междисциплинарных исследований по приоритетным направлениям развития науки: LifeScience; Фотоника и оптоинформатика; топливо и энергетика, и строительство зданий современной библиотеки и конгресс-центра для проведения международных научных конференций и симпозиумов.
В управлении образовательной системой:
- внедрение в системе образования региона эффективных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг, оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся;
- создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования;
- развитие механизмов адресной ресурсной поддержки образовательных учреждений, испытывающих трудности в достижении современных результатов образования.
В кадровой политике - формирование стратегических преимуществ системы образования края путем удовлетворения потребностей отрасли в компетентных, высокомотивированных специалистах на основе:
- поэтапного доведения средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений и воспитателей детских садов до средней заработной платы в экономике края;
- программы привлечения кадров для работы в образовательных учреждениях, включающей механизмы повышения доступности жилья;
- реализации проекта "Мобильный учитель" (обучение высококвалифицированными учителями детей в отдаленных территориях");
- развития университетских округов при ведущих вузах Пермского края, как центров повышения квалификации педагогических работников;
- системного повышения квалификации учителей английского языка с использованием современных международных методик;
- введения повышающих коэффициентов для школ, реализующих инновационные образовательные программы;
- создания механизмов комплексного анализа и эффективного решения по дальнейшей судьбе образовательных учреждений, испытывающих проблемы в достижении требуемого уровня качества образования;
- организации деятельности опорных образовательных учреждений (центров инновационного опыта) как центров роста и дальнейшего распространения позитивного опыта для подготовки специалистов - тьюторов;
- создания единой информационной системы, обеспечивающей "горизонтальное" общение педагогов образовательных учреждений: обмен опытом, трансфер методик и технологий, централизованный сбор данных, обратную связь.
6. Ожидаемые результаты реализации программы, возможные формы и методы оценки ее эффективности
Ожидаемые результаты реализации программы могут быть описаны на 2-х уровнях:
1-ый уровень - ожидаемые результаты по ступеням и направлениям развития. Данные результаты могут быть отслежены в ходе реализации Программы через выполнение числовых индикаторов.
2-ый уровень - социально-экономические эффекты развития образования. Социальные эффекты являются интегральными по отношению к ступеням образования и проявляются либо в динамике общих (интегрированных, опосредованных) показателей, либо с помощью социально-психологического инструментария (например, социологические опросы). Социальные эффекты в ряде случаев будут носить пролонгированный характер.
Ожидаемые результаты 1-го уровня (непосредственные результаты):
Дошкольное образование:
Увеличение доли детей в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих ДОУ.
Увеличение количества учреждений дошкольного образования.
Увеличение количества учреждений дошкольного образования, созданных на условиях социального партнерства государства и частных лиц.
Улучшение материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений до нормативного состояния (проявляется в увеличении доли лицензированных ДОУ).
Усиление качества предшкольной подготовки дошкольников, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (проявляется в доле дошкольников, не посещающих муниципальные ДОУ и получивших предшкольную подготовку через вариативные формы образования, в росте уровня подготовленности первоклассников к школе).
Развитие негосударственных услуг в сфере дошкольного образования (рост количества негосударственных поставщиков услуг ДО).
Развитие кадрового потенциала ДОУ (проявляется в увеличении заработной платы работников ДОУ по отношению к средней по экономике, количестве молодых специалистов в детских дошкольных учреждениях).
Общее образование:
Обеспечение доступности общего образования (проявляется в увеличении доли обучающихся в условиях, отвечающих современных требованиям, доли обеспеченности образовательных учреждений автотранспортом для организации подвоза детей к месту учебы, сокращении количества малокомплектных школ с дефицитом бюджета, доля лиц в возрасте 8 - 18 лет, получающих общее образование, от числа лиц данного возраста, не получивших общее образование).
Улучшение материально-технической базы образовательных учреждений до нормативного состояния (проявляется в доле лицензированных общеобразовательных учреждений, в доле образовательных учреждений, реализующих все условия обеспечения образовательного процесса в школе согласно ФГОС начального общего и основного общего образования, в количестве образовательных учреждений, оснащенных широкополосным Интернетом, доле обучающихся в современных условиях от общего числа обучающихся на всех уровнях образования).
Развитие вариативных форм получения образования (проявляется в динамике кол-ва учащихся получающих образования в вариативных формах).
Повышение доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проявляется в увеличении количества детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в количестве общеобразовательных учреждений, в которых созданы необходимые условия для осуществления инклюзивного образования).
Внедрение современных финансовых механизмов в деятельность образовательных учреждений (проявляется в доле ОУ, финансирование которых осуществляется по НПФ).
Повышение качества общего образования (проявляется в доле учащихся, получивших аттестаты о среднем образовании, доле учащихся с 225 баллами и выше по результатам ЕГЭ, превышении среднего балла по предметам ЕГЭ в регионе по сравнению со средними по РФ, в доле старшеклассников, обучающихся по индивидуальным учебным планам, в профильных классах).
Развитие системы сопровождения одаренных детей (проявляется в позиции Пермского края в российском рейтинге регионов по результатам участия во всероссийской олимпиаде учащихся, появлении в регионе новых центров образования для одаренных детей, количестве учащихся, осуществляющих образование в данных центрах (в т.ч. сельских учащихся), кол-ве образовательных учреждений, включенных в образовательную сеть указанных региональных центров подготовки одаренных учащихся).
Развитие кадрового потенциала отрасли образования (проявляется в увеличении заработной платы учителей по отношению к средней по экономике, доле педагогических работников, получающих среднемесячную заработную плату выше среднемесячной заработной платы в экономике по региону, от общего числа педагогических работников, количестве молодых специалистов в школе, количестве учителей пенсионного возраста, количестве учителей, подготовленных к введению ФГОС НОО, ООО, СОО).
Развитие общественного участия в жизни школы (проявляется в доле образовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан орган самоуправления, реализующий государственно-общественный характер управления, и принимающий участие в оценке качества и востребованности предоставляемых образовательных услуг, доле образовательных учреждений (организаций), размещающих в сети Интернет и представляющих местному сообществу ежегодный отчет об образовательной и хозяйственной деятельности по установленной форме, обеспечивающей объективность, полноту, прозрачность информации, количестве социальных партнеров, участвующих в образовательном процессе школ региона).
Повышение конкурентоспособности профессионального образования (проявляется в увеличении количества учреждений начального и среднего профессионального образования, прошедших экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями, а также учреждений профессионального образования, перешедших на образовательные стандарты нового поколения; в увеличение количества молодежи, занятой в различных сферах экономики; в улучшении показателей по критериям эффективности деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, определяющих качество образовательной и научно-исследовательской деятельности вузов; в увеличении количества людей, получающих дополнительное (послевузовское) образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификации).
В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить следующие отсроченные социально-экономические эффекты:
1) На региональном уровне:
- повышение уровня здоровья учащихся и студентов за счет создания условий обучения, использования занятий физкультурой и спортом, создания образовательных систем здоровьесбережения и оздоровления, формирования мотивации к ведению здорового образа жизни;
- снижение уровня преступности в детской молодежной среде за счет повышения воспитательной эффективности учебной деятельности, использования второй половины учебного дня для дополнительных занятий, расширения услуг дополнительного образования, организации социальных практик учащихся, осуществления интеграции с другими учреждениями социальной сферы;
- становление толерантного сознания и поведения детей и подростков на основе реализации программ национального воспитания и обучения, поддержки языков, культуры и традиций различных национальностей;
- повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования за счет создания эффективной системы обеспечения качества образовательных услуг, общественного участия в оценке качества образования;
- повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон;
- введение новых форм управления в системе образования;
- модернизация технологической и социальной инфраструктуры образования;
2) на уровне образовательных учреждений (организаций):
- увеличение количества инновационных образовательных учреждений и сетевых образовательных структур;
- повышение эффективности деятельности организаций сферы образования, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала;
3) в сфере социальной привлекательности образования:
- повышение уровня заработной платы работников сферы образования;
- предотвращение оттока перспективных педагогических кадров
в другие отрасли;
- сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных педагогических и управленческих кадров;
- удовлетворенность населения качеством общего образования;
4) в бюджетной сфере:
- концентрация средств бюджета Пермского края на развитие системообразующих инновационных "точек роста" в сфере образования;
- повышение прозрачности и эффективности бюджетных расходов в сфере образования.
7. Целевые показатели, позволяющие оценивать итоги реализации программы
1. Создание условий для развития и воспитания детей дошкольного возраста:
- создание 25 0000 дополнительных мест для детей дошкольного возраста;
- доля детей от 3 до 7 лет, посещающих ДОУ достигнет 90%.
2. Обеспечение доступности общего образования:
- строительство 24 школ;
- оснащение автотранспортом для организации подвоза детей - 545 автобусов;
- 200 малокомплектных сельских школ с дополнительным финансированием;
- доля детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, от общего числа детей с ОВЗ, составит 50%;
3. Развитие кадрового потенциала отрасли образования:
- средняя заработная плата учителей - 100% к средней по экономике;
- 350 - 450 молодых специалистов в год поступают на работу в систему образования;
4. Развитие начального и среднего профессионального образования:
- увеличение количества направлений подготовки до 247 ед.;
- увеличение числа многоуровневых учреждений профессионального образования до 32 ед.;
5. Развитие высшего профессионального образования:
- рост доли студентов, поступивших в пермские вузы с количеством баллов 225 и выше до 20%;
- повышение доли иностранных студентов, обучающихся в пермских вузах на очной форме обучения на 3 % ежегодно;
- увеличение доли внутренних затрат на исследования и разработки до 1,8% ВРП, при увеличении доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в этих затратах до 12%.
8. Предложения по разработчикам и исполнителям программы
Перечень разработчиков и исполнителей Программы определяется ее краевым статусом, а также ее целевым и комплексным характером, учитывает сложившиеся к настоящему времени тенденции, связанные с развитием образования в регионе.
Государственным заказчиком выступает Правительство Пермского края, ответственным исполнителем - Министерство образования Пермского края.
К разработке Программы могут привлекаться физические лица из числа ведущих специалистов системы образования Пермского края, органов власти, научных и педагогических работников вузов, педагогов, руководителей образовательных учреждений региона, представителей общественных организаций, бизнес-структур, компетентных в вопросах, рассматриваемых в Программе.
Физические лица - разработчики Программы объединяются во временные творческие коллективы по направлениям и(или) отдельным проблемам развития образования Пермского края, обозначенным в Концепции.
Министерство образования Пермского края и (или) подведомственное ему ГБОУ ДПО "Центр развития образования Пермского края" по поручению Министерства образования Пермского края в соответствии с настоящей Концепцией подготавливает исходное задание для временных творческих коллективов, управляет действиями разработчиков, обеспечивает общую координацию работ.
Временные творческие коллективы разрабатывают конкретные механизмы реализации Программы, согласовывают с основными заинтересованными участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, необходимые объемы финансирования.
При необходимости Министерство образования Пермского края проводит конкурсные процедуры по разработке отдельных аспектов и(или) направлений Программы, профессиональную экспертизу текста проекта Программы или ее отдельных разделов.
Проект Программы подлежит вынесению на публичные слушания в соответствии с установленным порядком.
Исполнители Программы - исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, включая местные (муниципальные) органы управления образованием, государственные бюджетные, муниципальные образовательные учреждения Пермского края, а также юридические лица независимо от их организационно-правовой формы в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Министерство образования осуществляет нормативно-правовое, финансовое, информационное, организационное обеспечение реализации Программы, включая:
- планирование реализации мероприятий Программы по годам исполнения;
- разработку правовых, финансовых и организационных механизмов реализации мероприятий Программы;
- организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы, организацию публичных обсуждений хода и результатов реализации Программы;
- организацию выполнения мероприятий Программы, в т.ч. организацию конкурсных процедур для обеспечения выполнения отдельных видов работ в рамках Программы;
- координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы;
- мониторинг реализации Программы с целью анализа и коррекции ситуации, обобщения и распространения положительного опыта;
- контроль и составление отчетов о расходовании бюджетных
и внебюджетных средств, направляемых на реализацию Программы.
Функциями органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края устанавливаются:
- проведение информационной и разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач Программы через местные средства массовой информации;
- планирование и организация выполнения мероприятий Программы на территории муниципальных образований;
- мониторинг реализации Программы на подведомственной территории, обобщение и распространение положительного опыта;
- координация деятельности образовательных учреждений и других исполнителей Программы на уровне муниципального образования.
Ответственность государственных бюджетных, муниципальных образовательных учреждений по реализации Программы заключается в выполнении следующих функций:
- планирование реализации мероприятий Программы в ОУ по годам исполнения;
- организация информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
- организация и анализ выполнения мероприятий Программы, участие в мероприятиях Программы в части ответственности образовательного учреждения.
Функции ГБОУ ДПО "Центр развития образования Пермского края" (ЦРО ПК):
- научно-методическое обеспечение Программы;
- организация и проведение мониторинга реализации Программы в части ответственности ЦРО ПК;
- организация повышения квалификации педагогических работников и специалистов системы образования Пермского края в части ответственности ЦРО ПК.
Для стратегического руководства Программой, имеющей не только межведомственный, но и общественный характер, целесообразно сформировать орган государственно-общественного управления - координационный совет программы, в который на паритетных основах могли бы войти представители органов власти и ведомств (Правительство Пермского края, Законодательное собрание Пермского края, аппарат Уполномоченного по правам человека, Министерство образования Пермского края), образовательных учреждений и некоммерческих организаций. Для оперативного управления программой целесообразно создать особый орган (исполнительную дирекцию), работающую по техническому заданию, разработанному и утвержденному координационным советом программы.
9. Период реализации и основные этапы реализации программы
Программа рассчитана на 5 лет - 2013-2017 годы. Учитывается возможность ее продолжения (продления) в дальнейшие годы.
Программы реализуется в три основных этапа, что обусловлено логикой реализации Программы и особенностями бюджетного процесса.
1 этап - 2013 год.
2 этап - 2014-2015 гг.
3 этап - 2016-2017 гг.
На первом этапе реализации Программы предусмотрено проведение работ, связанных с:
- проектированием инновационных моделей и механизмов развития образования по отдельным направлениям, в первую очередь развитие сетевых механизмов, механизмов расширения социального партнерства;
- информационным обеспечением реализации Программы - актуализацией задач Программы в педагогической среде, социуме;
- созданием необходимых условий для масштабных преобразований и развитием инициативы "на местах" (решение материально- технических, финансово-экономических, нормативных, кадровых и других вопросов):
- разработкой отдельных элементов системы оценивания качества образования.
На втором этапе приоритет отдается осуществлению мероприятий Программы, которые предполагают:
- поставку оборудования, модернизацию материальной инфраструктуры образования и другие высокозатратные работы;
- расширение масштаба применения инновационных моделей и механизмов;
- проектирование моделей и механизмов инновационного развития 2-го эшелона;
- создание комплексных систем оценивания качества образования.
На третьем этапе предусмотрена реализация мероприятий, направленных на внедрение и распространение (тиражирование) результатов первых 2-х этапов:
- создание нормативно-правовых, организационных и других условий внедрения результатов 1-2 этапа реализации Программы в массовую образовательную практику.
На каждом из этапов возможно изменение индикаторов и показателей реализации Программы, характеризующих ход реализации Программы и влияние программных мероприятий на состояние системы образования края.
10. Предполагаемые объемы и источники финансирования программы с разбивкой по годам, а также обоснование необходимости и целесообразности использования средств бюджета Пермского края.
Финансирование реализации Программы осуществляется из четырех основных источников финансирования: федеральные средства, средства краевого бюджета, бюджеты муниципальных образований, привлеченные внебюджетные средства. При получении положительных результатов от участия поданных заявок в конкурсах в рамках реализации Федеральных целевых программ развития образования и поступлении дополнительных финансовых средств из федерального бюджета, данные средства направляются на реализацию программ в соответствии с целевым назначением.
Программа включает мероприятия, финансирование реализации которых предусмотрено в рамках федеральных целевых программах, в расходных обязательствах Пермского края, в плане мероприятий Министерства образования Пермского края.
Кроме того, на реализацию Программы дополнительно запланировано финансирование из средств краевого бюджета (в соответствии с бюджетным законодательством Пермского края)
на 2013-2017 годы 450 млн. руб., в том числе на 2013 год - 50 млн. руб., на 2014 - 2017 годы по 100 млн. руб. в год.
Общий объем запланированного финансового обеспечения Программы составляет 42 845,3 млн. руб., в том числе по годам:
в 2013 г. - 7 537,28 млн. руб.;
в 2014 г. - 7 687,08 млн. руб.;
в 2015 г. - 7 959,8 млн. руб.;
в 2016 г. - 9 048,64 млн. руб.;
в 2017 г - 10 612,48 млн. руб.
Распределение указанных средств по годам, бюджетам и направлениям мероприятий Программы приведено в Финансово-экономическом обосновании в проекту Концепции.
Объем финансирования на реализацию Программы определяется ежегодно при формировании бюджета Пермского края и утверждается законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте "Российской газеты" не является их официальной публикацией