05.11.2012 23:50
    Поделиться

    Верховный суд уточнил расплату за обман потребителя

    Важное для граждан решение принял Верховный суд. Он разобрался с делом обманутой покупательницы и частного предпринимателя, который изготавливал и продавал кухонную мебель.

    Ситуация, с которой столкнулась жительница Воронежа, самая что ни есть стандартная. В нее попадают очень многие. Гражданка заказала кухонный гарнитур, заплатила деньги и стала ждать, когда мебельная мечта станет реальностью у нее дома. Не дождалась ни мебели, ни денег, ни извинений. Тогда гражданка и пошла в суд.

    Понятно, что практически всегда в подобных делах суды встают на сторону пострадавших. Но часто остается нерешенным вопрос - сколько и кому должен заплатить недобросовестный получатель денег. Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется.

    Итак, покупательница рассказала районному суду свою печальную историю. Женщина попросила взыскать с частного предпринимателя неустойку за нарушенный срок договора. Кроме этого гражданка потребовала заплатить убытки, деньги за нарушение сроков удовлетворения ее требований, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя и уменьшить цену уже выполненной работы. Требования совершенно законные.

    Районный суд с иском женщины согласился и присудил заплатить ей весьма приличную сумму. Убыток за невыполненный заказ - 45 530 рублей. Почти такую же неустойку, моральный вред и штраф за несоблюдение в добровольном порядке требования потребителя - чуть больший, чем цена невыполненного заказа. Получилось всего 161 732 рубля. Областной же суд такую математику не одобрил. Штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя вообще отменил. Но недобросовестный предприниматель не успел порадоваться. Суд решил эту сумму у него все равно отнять. Но передать ее в пользу государства. Точнее, в местный бюджет.

    Предприниматель обратился в Верховный суд.

    Вот какие расчеты посчитала законными Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда. В Законе "О защите прав потребителей", сказано, что в подобных случаях суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, импортера и прочее) за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя - 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. А согласно Бюджетному кодексу этот штраф по общему правилу зачисляется в бюджет муниципального образования по месту нахождения суда, который вынес решение о штрафе. При этом, подчеркнул Верховный суд, эти нормы права не дают судам полномочий по собственному усмотрению определять размер штрафа и его получателя. Поэтому Верховный суд изменил решение областного суда в части штрафа. Он оказался небольшой - 30 265 рублей. И пошел в местный бюджет.

    Отсюда можно сделать вывод, обманутым покупателям, конечно же, нужно судиться с теми, кто их обманул. Но рассчитывать на большую компенсацию вряд ли стоит. Деньги свои человек, безусловно, вернет, но сверх потраченного получит не очень много. Другая ситуация с теми, кто обманывает. У них деньги по любому заберут. Кстати, попытки затянуть расставание с наличными - самый плохой вариант. Ведь каждый день просрочки будет увеличивать сумму долга. Так что лучше честно выполнять обязательства перед гражданами. Иное окажется дороже.

    Поделиться