31.10.2012 11:10
    Поделиться

    Закон Псковской области "Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Псковской области"

    Закон Псковской области "Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Псковской области"

    Настоящий Закон определяет статус, компетенцию, условия деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Псковской области, порядок его назначения на должность и освобождения от должности.

    Статья 1

    1. Должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Псковской области (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Уставом Псковской области в целях защиты прав предпринимателей, гарантированных статьей 34 Конституции Российской Федерации, предоставляющей каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

    2. В целях настоящего Закона Псковское областное Собрание депутатов, Администрация Псковской области, иные органы исполнительной власти области, Избирательная комиссия Псковской области, Счетная палата Псковской области - государственные органы Псковской области (далее - государственные органы).

    3. Уполномоченный - должностное лицо, наделенное полномочиями по оказанию содействия в восстановлении нарушенных на территории Псковской области прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, участию в совершенствовании законодательства Российской Федерации, законодательства Псковской области и муниципальных правовых актов о области предпринимательской деятельности, правовому освещению по вопросам прав и законных интересов предпринимателей, форм и методов их защиты.

    Статья 2

    1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен государственным органам и органам местного самоуправления муниципальных образований Псковской области (далее - органы местного самоуправлении), их должностным лицам.

    2. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие формы и средства защиты прав предпринимателей, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав предпринимателей.

    3. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Уставом Псковской области, законами области, настоящим Законом.

    Статья 3

    Основными задачами Уполномоченного являются:
    1) осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления на территории Псковской области;
    2) содействие в защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
    3) обеспечение взаимодействия предпринимателей  с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами, органами местного самоуправления с целью оперативного устранения необоснованных ограничений при  осуществлении предпринимательской деятельности, возникающих в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, государственных учреждений и предприятий, а также предприятий монополистов;
    4) участие в совершенствовании законодательства Российской Федерации и законодательства области в сфере регулирования экономики и предпринимательской деятельности.
    5) информирование государственных органов и органов местного самоуправления, а также общественности о состоянии соблюдения прав предпринимателей при осуществлении предпринимательской  деятельности.

    Статья 4

    1. Деятельность Уполномоченного осуществляется на основе следующих принципов:
    1) необходимость снижения административного регулирования экономики и предпринимательской деятельности, осуществляемой за счет собственных средств и имущества предпринимателей;
    2) обеспечение равенства всех участников рынка, недопущение недобросовестной конкуренции с использованием административного ресурса и необоснованного предоставления (получения) отдельным(и) хозяйствующим(и) субъектам(и) государственных и муниципальных преференций;
    3) обеспечение недискриминационного доступа предпринимателей к государственным и муниципальным ресурсам в целях осуществления инвестиционной (предпринимательской) деятельности, а также к ресурсам естественных монополий;
    4) равное право предпринимателей при рассмотрении их заявлений Уполномоченным независимо от масштабов, направленности, объемов, сроков, стратегической важности инвестиционных проектов, а также видов и способов предпринимательской деятельности (за исключением незаконного предпринимательства);
    5) приоритет бесконфликтного и досудебного урегулирования споров предпринимателей и государственных органов, органов местного самоуправления.

    Статья 5

    1. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Законом, и не вправе предпринимать действий и принимать решения, отнесенные к компетенции государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц.

    2. В целях выполнения основных задач, предусмотренных статьей 3 настоящего Закона, Уполномоченный:
    1) рассматривает заявления  субъектов предпринимательской деятельности на решения или действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающие их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
    Направляя заявление в адрес Уполномоченного, субъект предпринимательской деятельности дает согласие на обработку своих персональных данных.
    2) информирует и консультирует предпринимателей  по вопросам взаимодействия предпринимателей с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами, органами местного самоуправления;
    3) принимает в пределах своей компетенции меры к урегулированию споров между предпринимателями, с одной стороны, и государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами, действия которых обжалуются, с другой стороны;
    4) содействует координации деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, расположенных на территории области, по защите прав и законных интересов предпринимателей;
    5) оказывает содействие деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, расположенных на территории области, в области обеспечения и защиты прав и законных интересов предпринимателей;
    6) направляет государственным органам, органам местного самоуправления, организациям, расположенным на территории области, и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушения прав и законных интересов предпринимателей, свое заключение, содержащее предложения относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов предпринимателей и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем;
    7) вносит субъектам права законодательной инициативы, определенным статьей 64 Устава Псковской области, предложения по совершенствованию законодательства в сфере регулирования экономики и инвестиционной (предпринимательской) деятельности;
    8) вносит на рассмотрение Губернатора области и Администрации области, а также Псковского областного Собрания депутатов вопросы о необоснованных ограничениях при осуществлении предпринимательской деятельности, возникающих в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, государственных учреждений и предприятий, а также предприятий монополистов, а также представляет заключения и рекомендации по указанным вопросам;
    9) осуществляет сбор, изучение и анализ информации, содержащейся в актах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, расположенных на территории области, и должностных лиц, по вопросам необоснованных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, возникающих в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, государственных учреждений и предприятий, а также предприятий монополистов;
    10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

    Статья 6

    1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Псковским областным Собранием депутатов.

    2. На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, не имеющее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющее высшее образование.

    3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

    Статья 7

    1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносит Губернатор Псковской области.
    Порядок отбора кандидатов на должность Уполномоченного утверждается Губернатором области.

    2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Псковское областное Собрание депутатов в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
    Предложения о кандидатах для назначения впервые назначаемого на должность Уполномоченного могут быть внесены в Псковское областное Собрание депутатов в течение одного  месяца со дня вступления в силу настоящего Закона.

    3. При выдвижении кандидатов на должность Уполномоченного на имя председателя Псковского областного Собрания депутатов представляется заявление кандидата, выражающее его согласие на выдвижение на должность Уполномоченного. Одновременно с заявлением кандидат на должность Уполномоченного представляет:
    1) подлинник документа, удостоверяющего личность;
    2) документ, подтверждающий наличие высшего образования, или его копию;
    3) трудовую книжку, иные документы, подтверждающие трудовую деятельность, или их копии;
    4) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности Уполномоченного, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности Уполномоченного;
    5) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи кандидатом на должность Уполномоченного документов для замещения должности Уполномоченного, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи кандидатом на должность Уполномоченного документов для замещения должности Уполномоченного.

    Статья 8

    1. Уполномоченный назначается на должность тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов Псковского областного Собрания депутатов.

    2. Уполномоченный освобождается от должности тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов Псковского областного Собрания депутатов, за исключением случаев, установленных подпунктами 1, 2, 3, 5 пункта 1, пунктами 2, 3 статьи 11 настоящего Закона.
    В случаях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 3, 5 пункта 1, пунктами 2, 3 статьи 11 настоящего Закона, решение об освобождении Уполномоченного от должности принимается открытым голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов Псковского областного Собрания депутатов.

    3. Псковское областное Собрание депутатов принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного в течение 30 дней со дня истечения установленного срока для внесения предложений о кандидате на должность Уполномоченного.

    4. Процедура проведения тайного голосования определяется Регламентом Псковского областного Собрания депутатов.

    5. В случае если на должность Уполномоченного было выдвинуто более двух кандидатов и ни один не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. Избранным на должность Уполномоченного считается кандидат, за которого по итогам второго тура проголосовало более половины от числа депутатов, избранных в Псковское областное Собрание депутатов.

    6. В случае если в результате тайного голосования ни один из кандидатов на должность Уполномоченного не набрал необходимого числа голосов, проводится повторное выдвижение кандидатов на должность Уполномоченного. Решение о сроках повторного выдвижения кандидатов на должность Уполномоченного принимается Псковским областным Собранием депутатов.

    Статья 9

    1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет.

    2. Полномочия Уполномоченного прекращаются с момента вступления в должность вновь назначенного Уполномоченного.

    3. Истечение срока полномочий Псковского областного Собрания депутатов или его роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

    Статья 10

    1. На Уполномоченного распространяются ограничения, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

    2. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются со дня принятия решения Псковским областным Собранием депутатов.

    Статья 11

    1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности Псковским областным Собранием депутатов в случаях:
    1) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного;
    2) вступления в законную силу решения суда о признании Уполномоченного недееспособным;
    3) признания Уполномоченного безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
    4) нарушения Уполномоченным ограничений, установленных настоящим Законом;
    5) смерти Уполномоченного или вступления в законную силу решения суда об объявлении Уполномоченного умершим.

    2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Псковским областным Собранием депутатов ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

    3. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

    4. В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Псковским областным Собранием депутатов в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке, установленном статьями 6 - 8 настоящего Закона.

    Статья 12

    1. Уполномоченный рассматривает заявления предпринимателей о действиях (бездействии) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, расположенных на территории области, и должностных лиц, нарушающих их права и  интересы и имеет право проводить собственную проверку по поступившему заявлению.

    2. Получив заявление, Уполномоченный вправе:
    а) принять заявление к рассмотрению;
    б) передать заявление государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и должностным лицам, к компетенции которых относится разрешение заявления по существу;
    в) разъяснить заявителю средства, которые тот может использовать для защиты его нарушенных прав и законных интересов;
    г) направить заявителю мотивированный отказ в его принятии к рассмотрению.
     Отказ в принятии заявления к рассмотрению обжалованию не подлежит.

    3. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения заявления Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

    4. При рассмотрении заявления Уполномоченный обязан предоставить возможность государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и должностным лицам, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, дать свои письменные объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

    5. Приступив к рассмотрению заявления, Уполномоченный вправе обратиться к соответствующим государственным органам, органам местного самоуправления или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.
    Уполномоченный не вправе передавать заявление или поручать проверку по заявлению государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и должностным лицам, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

    6. По результатам рассмотрения заявления Уполномоченный принимает меры в соответствии со своей компетенцией.

    7. О результатах рассмотрения заявления Уполномоченный обязан известить заявителя в месячный срок. В случае проведения дополнительных проверок указанный срок может быть продлен Уполномоченным на один календарный месяц с обязательным уведомлением о таком решении заявителя.

    Статья 13

    В заявлении, поданном Уполномоченному, должны содержаться  полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование предпринимателя, организационно-правовая форма, адрес (место нахождения), фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени предпринимателя, наименование государственного органа, органа местного самоуправления, организации, фамилия, имя, отчество должностного лица, чьи действия или бездействие обжалуются, изложение существа действий или бездействия, нарушивших, по мнению заявителя его права и интересы.
    К заявлению прилагаются документы и иные свидетельства, подтверждающие требования заявителя.

    Статья 14

    1. При проведении проверки по заявлению Уполномоченный вправе:
    1) беспрепятственно посещать государственные органы, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественные объединения;
    2) запрашивать и получать в установленном порядке от государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций сведения, документы и материалы, по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов предпринимателей, необходимые для рассмотрения заявления;
    3) привлекать экспертов и специалистов для осуществления отдельных видов работ, требующих специальных знаний по вопросам, подлежащим выяснению;
    4) запрашивать и получать мотивированные  объяснения, в том числе письменные, от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц по обстоятельствам, подлежащим выяснению в ходе проверки заявления;
    5) воспользоваться правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественных объединений;
    6) проводить встречи с предпринимателями;
    7) направлять в компетентные органы обращения о привлечении к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и законных  интересов предпринимателей;
    8) в установленном порядке принимать участие в заседаниях Псковского областного Собрания депутатов, его комитетов и комиссий, Администрации области по вопросам изменения законодательства в сфере регулирования экономики и инвестиционной (предпринимательской) деятельности.
    9) выступить с докладом на очередной сессии Псковского областного Собрания депутатов.

    Статья 15

    1. О результатах рассмотрения заявления Уполномоченный обязан известить заявителя.

    2. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный направляет государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и законных  интересов предпринимателя, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав.

    3. По результатам рассмотрения заявления Уполномоченный вправе:
    1) обратиться в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и законных интересов предпринимателя;
    2) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты на судебные решения.

    4. О результатах рассмотрения заключения, обращения государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо в месячный срок извещает Уполномоченного.

    5. Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение в газете "Псковская правда" или иных средствах массовой информации.

    Статья 16

    По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и законных интересов предпринимателей, обобщения итогов рассмотрения заявлений Уполномоченный вправе:
    1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои предложения, относящиеся к обеспечению прав и законных интересов предпринимателей, совершенствованию административных процедур;
    2) обращаться в установленном порядке к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении федерального законодательства и законодательства области, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и интересы предпринимателей, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства области либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве области либо в случае, если федеральное законодательство или законодательство области противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

    Статья 17

    1. Не позднее чем через три месяца по окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности, о соблюдении и защите прав предпринимателей  Губернатору области, Псковскому областному Собранию депутатов, прокурору Псковской области, Общественной палате Псковской области.

    2. По отдельным вопросам соблюдения прав и законных интересов предпринимателей Уполномоченный вправе направлять специальные доклады указанным в пункте 1 настоящей статьи государственным органам, должностным лицам и в Общественную палату Псковской области.

    3. По решению Псковского областного Собрания депутатов Уполномоченный представляет ежегодный и (или) специальный доклад на заседании областного Собрания депутатов.

    4. Ежегодный доклад Уполномоченного подлежит официальному опубликованию в газете "Псковская правда".

    5. По результатам рассмотрения ежегодного и специальных докладов Уполномоченного Администрация области, органы исполнительной власти области в пределах своей компетенции принимают меры по устранению выявленных нарушений, обеспечению и усилению защиты прав и законных  интересов предпринимателей в порядке, установленном законодательством.

    Статья 18

    1. Заключения и обращения Уполномоченного направляются в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления, их должностным лицам, руководителям организаций, расположенных на территории области, в компетенцию которых входит разрешение вопросов защиты и восстановления нарушенных прав и законных  интересов предпринимателей.

    2. Государственные органы и органы местного самоуправления, их должностные лица, руководители организаций, расположенных на территории области, получившие заключения и обращения Уполномоченного, рассматривают их в месячный срок и уведомляют Уполномоченного о принятых мерах в письменной форме.

    3. Вмешательство в деятельность Уполномоченного, а равно воспрепятствование в любой форме его деятельности, неисполнение должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, руководителями организаций обязанностей, установленных настоящим Законом, не допускается и влечет ответственность, установленную законом.

    Статья 19

    1. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, руководители организаций, расположенных на территории области должны оказывать Уполномоченному содействие в осуществлении его полномочий, безвозмездно и беспрепятственно представлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.

    2. Запрошенные материалы и документы, иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

    Статья 20

    1. Представление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

    2. В соответствии с федеральным законодательством в период исполнения своих полномочий и по их окончании Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением своих полномочий сведения о частной жизни заявителя и иных лиц без их письменного согласия.

    Статья 21

    1. Должность Уполномоченного является государственной должностью Псковской области.

    2. Обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляет Аппарат Администрации области.

    3. Финансирование деятельности Уполномоченного осуществляется из средств областного бюджета. Средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного, предусматриваются в областном бюджете отдельной строкой.

    Статья 22

    Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, социальным и иным обеспечением, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами области для лиц, замещающих государственные должности Псковской области - заместителей Губернатора области.

    Статья 23

    1. Для оказания содействия Уполномоченному в осуществлении его полномочий в городах и районах Псковской области могут создаваться общественные приемные Уполномоченного и назначаться общественные помощники Уполномоченного.

    2. Положение об общественных приемных и общественных помощниках Уполномоченного утверждается Уполномоченным.

    Статья 24

    1. При Уполномоченном может создаваться областная согласительная комиссия из лиц, обладающих необходимыми познаниями в сфере регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

    2. Положение об областной согласительной комиссии и ее персональный состав утверждаются Уполномоченным.

    Статья 25

    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Губернатор области А.А.Турчак

     

    Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте "Российской Газеты" не является их официальной публикацией

    Поделиться