29.10.2012 23:45
    Поделиться

    Минтранс обновит Транспортную стратегию РФ в условиях ВТО

    Займут ли российские автоперевозчики место под солнцем ВТО или останутся "отдыхать" на обочине?

    Перспективы развития коммерческого транспорта сегодня, с одной стороны, достаточно оптимистичны, с другой - несколько размыты, как и само название "коммерческий". Транспорт, которым перевозится абсолютное большинство пассажиров и грузов, не имеет ни своего федерального агентства, ни собственных подпрограмм в ФЦП. В Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года посвященный ему раздел называется "Грузовой автомобильный транспорт", а Координационный совет при Минтрансе России - советом представителей автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

    Выступая недавно на заседании Госдумы в рамках "правительственного часа", министр транспорта Максим Соколов высказался относительно автомобильного транспорта в целом: "Одним из способов участия федерального центра в развитии муниципальных перевозок является содействие обновлению подвижного состава общественного транспорта современными транспортными средствами. Недавно правительством принято решение о предоставлении субсидий в сумме 3,5 млрд руб. бюджетам субъектов по софинансированию закупок автобусов отечественного производства, трамваев и троллейбусов, произведенных на территории государств - участников Единого экономического пространства. В июне в Госдуму представлен законопроект, предусматривающий внесение изменений в закон "О навигационной деятельности" и в КоАП, устанавливающих с целью повышения безопасности перевозок обязательные требования по оснащению аппаратурой ГЛОНАСС не только транспортных средств для перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, но и автомобилей, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов".

    Также министр проинформировал депутатов, что минтранс поставил себе задачу подготовить в ближайшее время обновленную Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года, что вызвано не только "внутренней" необходимостью, но и внешними причинами. После широкого общественного обсуждения предложения будут представлены в правительство до конца года.

    Он напомнил, что в ноябре 2011 года принята Декларация о евразийской экономической интеграции, предусматривающая переход с 1 января 2012 года к Единому экономическому пространству. Среди основных целей ЕЭП отмечена и необходимость развития единой транспортной системы. Эти обстоятельства существенным образом повлияют на дальнейшее развитие транспортной отрасли и будут учитываться при подготовке новой Транспортной стратегии. При этом необходимо учитывать, что в силу объективной инерционности транспортной системы ее будущие проблемы должны решаться уже сегодня.

    Все эти меры, особенно касательно обновления Транспортной стратегии, действительно очень своевременны, более того - стоят в ряду неотложных. Ведь давно уже накопились проблемы "настоящие", так сказать, системные. Это дезинтеграция автотранспортного комплекса, распад целостной системы перевозок общего пользования на мелкие сегменты автотранспортного бизнеса и технологического транспорта непрофильных отраслей экономики. В итоге слабо используются возможности современной логистики, технологии основных транспортных процессов являются самостийными и весьма отсталыми. А неравные условия конкуренции зачастую приводят к банкротству законопослушных грузоперевозчиков. Транспортная составляющая в затратах на производство и реализацию отечественных товаров и услуг превышает аналогичный показатель стран ЕЭС в два-три раза.

    На все это неотвратимо наслаиваются проблемы будущие. Связанные прежде всего с вступлением России в ВТО, а также остатками неурегулированных разногласий в границах Таможенного союза. И если федеральный центр упоминает об этом деликатно, то регионы заявляют во весь голос.

    На прошедшем недавно в Калининграде Балтийском транспортном форуме начальник отдела организации перевозок "Карго Сервис" Михаил Тарасов заявил, что во вступлении в ВТО он видит минусы для транспортников региона из-за своеобразного замкнутого круга: падение объемов перевозок - еще большее снижение конкурентоспособности - еще большее падение объемов. Выравнивание тарифов с европейскими, по его мнению, безусловно, является отрицательным моментом: их увеличение для российских транспортников ни к чему хорошему не приведет. Кроме того, на российский рынок выйдут крупные европейские экспедиторские компании, и мелким российским фирмам будет очень трудно не то что конкурировать, но и просто выжить.

    Генеральный директор "Транс-Эксим" Юрий Пятанов считает, что в свете более тесной интеграции российской и европейской транспортных систем калининградские грузовые автоперевозчики могут не выдержать конкуренции. Виной тому - несовременный грузовой автопарк и неразвитое автомобилестроение в стране. "Честно говоря, с трудом видится использование автотранспорта калининградских предприятий в Европе. У нас большинство машин в лучшем случае подходит под нормы Евро-2, а в Европе перевозчики используют тягачи Евро-4. При этом в России, как нигде больше, процесс обновления машин тормозит лизинговое и кредитное неравенство. Пока мы в таких условиях дождемся обновления автопарка, все наши перевозчики уже давно уйдут с рынка", - уверен гендиректор транспортной компании.

    Есть и другая сторона этой медали. Накануне вступления в ВТО доля приобретения отечественных автомобилей (речь идет о грузовых автомобилях всех категорий и автобусах) снизилась с 58 до 49,8%, удельный вес продаж иномарок российской сборки практически сохранился на прежнем уровне. А продажи импортных иномарок возросли вдвое. Поскольку теперь, после вступления в ВТО, новые машины будут облагаться таможенной пошлиной до 15%, а подержанные в основном до 10%, то отечественные машины, естественно, вытеснят подержанные иномарки. Отечественный автопром, восставший было после кризиса благодаря поддержке правительства, вновь потерпит фиаско. Ущерб для окружающей среды даже не обсуждается.

    Невозможно изъять из понятия "коммерческий транспорт" его пассажирскую составляющую, которая зачастую является даже более доходной и конкурентоспособной, нежели перевозка грузов. Законопроект "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам" после его принятия урегулирует действующие на территории РФ в режиме правовой неопределенности более 7 тыс. межрегиональных автобусных маршрутов, по которым ежегодно перевозится более 200 млн пассажиров. И опять-таки особенно четко необходимость нововведений просматривается в регионах. Так, директор Волгоградского областного автотранспортного предприятия "Калачевское" Александр Коновалов давно надеется на совершенствование нормативно-правовой базы. Дело в том, что недобросовестные конкуренты выполняют регулярные перевозки, не имея на это ни лицензии, ни даже паспорта маршрута. А его предприятие, будучи добросовестным и социально ответственным перевозчиком, чтобы выжить, вынуждено кроме регулярных маршрутов осуществлять заказные перевозки. Более того, вот уже два года, как открыло курортные маршруты. До Черноморского побережья - 900 километров, и каждую пятницу любой житель города Калач-на-Дону может отбыть на комфортабельном автобусе на отдых, будучи уверенным, что ровно через неделю его не забудут забрать домой.

    Комментарии

    Альфредо Дэррико, генеральный директор компании "Ивеко Руссия":

    - К концу 2012 года мы планируем увеличить продажи наших автомобилей на 35%. А в следующем рассчитываем на уверенное продолжение роста продаж, опережающее темпы роста рынка. Мы намерены развивать программы по лизингу нашей кэптивной компании Iveco Capital. А весной 2013 года выводим на рынок новый Iveco Stralis и возлагаем на него большие надежды - наш магистральный тягач уже был признан "Грузовиком года 2013". Также весной представим обновленный Trakker - грузовик, заслуживший доверие потребителей и успешно работающий в суровых условиях севера и при полном отсутствии дорог. Что касается введения утилизационного сбора, то он был частично скомпенсирован снижением таможенных пошлин на ввозимую продукцию. Так, цена на Trakker практически не изменилась. Кроме того, мы приняли решение до 2013 года оставить на прежнем уровне цены на IVECO Daily в рамках специальной акции. Исключение составили таможенные пошлины на магистральные тягачи стандарта Евро-4 и выше - они не изменились и составляют 5%. При этом наше ценовое предложение по-прежнему остается одним из самых выгодных в сегменте - до конца 2012 года мы полностью компенсируем покупателю введение утилизационного сбора, предоставляя скидку до 250 тысяч рублей на тягач.

    Андрей Чурсин, коммерческий директор компании "Скания-Русь":

    - Scania ежегодно стремится наращивать объемы продаж. В этом году также наблюдается хорошая динамика спроса, хотя по сравнению с прошлым годом темп роста несколько ниже. Возможно, это связано с нестабильной ситуацией в Европе. Хотя окончательные прогнозы еще делать рано, до конца года остается еще 2 месяца и, как правило, рынок очень активен в этот период. Что касается недавно введенного в России утилизационного сбора, то он дает определенные конкурентные преимущества технике, производимой в России. И, несомненно, окажет влияние на рынок коммерческой техники, прежде всего с точки зрения еще большего сокращения импорта подержанных грузовиков и автобусов. Кроме того, это повлияет и на стоимость новых импортируемых грузовиков, так как, например, пошлина на новые тягачи класса Евро 4 останется на прежнем уровне 5%, но к стоимости добавится утилизационный сбор. Можно предположить, что иностранные производители, имеющие производственные мощности в России, изменят соотношение импортируемой и произведенной в РФ техники.

    Алексей Шарапанюк, директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса компании "Рено Тракс Восток":

    - Бизнес по утилизации автомобилей прибылен сам по себе и не требует никаких сборов. Понятно желание государства закрыться от подержанных автомобилей. Но непонятна логика, по которой утилизационный сбор для нового тяжелого грузовика превышает величину снижения таможенных платежей и составляет примерно 15 тыс. евро, а для подержанного - превышает рыночную цену нового "КамАЗа". Несомненно, введение сбора повысит цены на многие автомобили, а значит, разгонит инфляцию во всей стране. Однако нет худа без добра. Вероятно, это решение может послужить импульсом для начала создания новой отрасли по переработке ТС в России.

    Поделиться