30.10.2012 12:34
    Поделиться

    Арт-директор "Северного сияния" рассказал, какие фильмы покажут на фестивале

    В Петербурге 11 ноября стартует третий международный кинофестиваль стран Арктики "Северное сияние". Дважды он проходил в Мурманске, в этом году переезжает в Петербург. Арт-директор кинопрограммы Сергей Шолохов в ходе "Делового завтрака" рассказал "Российской газете", на что зрителям следует обратить внимание.

    Это была ваша идея - перенести Мурманский кинофестиваль, культурную "визитку" Заполярья, в Петербург и проводить его в рамках международного Кинофорума?

    Сергей Шолохов: Да. Руководители культуры Мурманской области выразили недовольство тем, что мы уезжаем. Мы же с генеральным продюсером Юлием Малакянцем решили, что будем проводить фестиваль (бренд его зарегистрирован) там, где у нас будут более гостеприимные условия. Поскольку правительство Петербурга предложило нам дружбу и сотрудничество с Кинофорумом, который согласился стать нашим партнером, то мы, естественно, переехали сюда.

    В Мурманске фестиваль "Северное сияние" был событием номер один. Не потеряется ли он в Петербурге в череде многих других кинофестивалей, на фоне насыщенной культурной жизни?

    Сергей Шолохов: Я не считаю петербургскую жизнь очень насыщенной. Кроме того, Кинофорум закончился, мы проходим в другое время, в ноябре. Одновременно не происходят другие важные кинособытия, и мы можем быть интересны и синефилам, и широкой аудитории, потому что привозим лучшие фильмы. Все они, за редким исключением, премьерные. Более того, публика вряд ли увидит их где-то еще. Системные кинотеатры заполнены коммерческим кино, состоящим из "аттракционов". Более того, показы будут сопровождаться встречами с создателями картин.

    На что претендует "Северное сияние"?

    Сергей Шолохов: На то, чтобы "просиять" среди стран Арктики, как один из самых интересных фестивалей, находящихся на территории арктического бассейна. Нам всего 3 года, но у нас большие планы, мы собираемся и дальше развиваться. Сейчас мы доказываем нашим партнерам, а также зрителям, что наш фестиваль - один из самых продвинутых. На наши предложения откликаются известные кинематографисты. Председателем жюри в этом году будет Фридрик Тоур Фридрихссон, режиссер номер один в Исландии, номинант "Оскара". Мы пригласили Эндрю Логана, одного из самых элитных дизайнеров мира. Другим членом жюри приглашена американская актриса Джоан Чен (снималась у Бертолуччи в "Последнем императоре", режиссер фильма "Осень в Нью-Йорке"). Почетными гостями будут французская кинозвезда Мишель Мерсье ("Анжелика"), американская актриса Дэрил Ханна ("Убить Билла"). Члены жюри и почетные гости - это тоже наша "капитализация".

    Кто еще вошел в жюри?

    Сергей Шолохов: Оператор Юрий Клименко, режиссер Юлий Гусман. Поняв, что у нас будет "великовозрастное" жюри, мы решили добавить "свежую кровь" - Валерию Гай Германику, удостоенную признания на Каннском фестивале за свой первый игровой фильм "Все умрут, а я останусь".

    Мы покажем фильмы членов жюри: "Последний император" (Джоан Чен), "Легенды Сурамской крепости" (Юрий Клименко), "Парк советского периода" (Юлий Гусман), а также приглашенных гостей: "Убить Билла-2" (Дэрил Ханна).

    Верно ли, что "Северное сияние" - фестиваль артхаусного кино?

    Сергей Шолохов: Я не люблю слово "артхаус", считаю его вредным. На мой взгляд, есть кино авторское и неавторское, то есть коммерческое, индустриальное, построенное на спецэффектах (как, например, "300 спартанцев"). Любое кино может быть хорошим и плохим. Авторские фильмы могут быть интересны как узкому кругу синефилов, так и широкой аудитории, иметь хороший бокс-офис (скажем, фильмы Тарантино). То, что сейчас принято называть артхаусом, это плохое авторское кино. В свою очередь, так называемое коммерческое кино может быть совершенно маргинальным.

    Все фильмы нашего конкурса - авторские. Хотя там могут быть жанровые отступления.

    Какие фильмы удостоились чести открыть и закрыть фестиваль?

    Сергей Шолохов: На открытии мы покажем романтическую комедию Сюзанны Бир, датского режиссера, сценариста, продюсера и актрисы - "Все, что тебе нужно - это любовь!" Главную роль играет Пирс Броснан. Фильм Бир "Месть" был на нашем прошлом фестивале в Мурманске и получил приз за лучший актерский ансамбль. А уже позже она была удостоена "Оскара" за "Месть" в номинации "Лучший иностранный фильм".

    Фильм закрытия - "Умереть за врага" шведского режиссера Петера Далле, абсолютно европейский и одновременно "наш", арктический: снят четырьмя странами - Швецией, Норвегией, Германией, Польшей, действие происходит в Арктике. Там изумительные ландшафты, льды и айсберги, белые медведи… Обе картины станут премьерами в России. Но если фильм Сюзанны Бир куплен нашими дистрибьюторами, то права на второй фильм для проката в России пока еще не приобретены.

    Расскажите об основной программе.

    Сергей Шолохов: В конкурсе 10 фильмов из 8 стран. Два из них - российские. Я собирал программу в течение года, посещал все крупные мировые фестивали, и если вы спросите меня, на что обратить особое внимание, отвечу: на все.

    Какие российские картины вы выбрали?

    Сергей Шолохов: Мне очень понравился фильм Славы Росса "Сибирь. Монамур". Он прекрасно представляет в подборке нашу страну. Действие происходит в Сибири, ситуации, в которые попадает герой Петра Зайченко, драматические. Он преодолевает немало препятствий… Вторая картина - "Шопинг-тур" Михаила Брашинского, смешной триллер, получивший главный приз фестиваля "Окно в Европу" за юмор и жанровую дерзость. О том, как группа русских туристов отправляется в Финляндию за покупками, и 15-летний мальчик снимает их злоключения на мобильный телефон.

    Какие еще программы вы подготовили?

    Сергей Шолохов: Интересна программа "Под небом Севера". В ней игровые и документальные фильмы, имеющие непосредственное отношение к Арктике (на конкурсные ленты это требование не распространяется - действие может происходить в любой стране). Север, как известно, очень красив, и кинематографисты преподносят его в лучшем виде.

    В программе "Наши друзья" представлены фильмы других кинофестивалей. Рекомендую не пропустить фильм Камары Камаловой "Дорога под небесами" из программы "Наши соседи". Каждый год мы даем страничку стране, с которой нас связывают добрые отношения. В этот раз выбрали Узбекистан и последовали советам "Золотого гепарда", ташкентского международного кинофорума. Работа Камаловой, удостоенная Государственной премии Узбекистана и призов многих кинофестивалей, рассказывает о зороастрийских корнях узбекской народной культуры.

    Во внеконкурсной программе советую вашим читателям обязательно обратить внимание на драму "Игра" режиссера Рубена Остлунда - о подростке, которого истязают сверстники - дети мигрантов. Это производство нескольких стран - Швеции, Дании, Финляндии.

    Какие мастер-классы запланированы?

    Сергей Шолохов: Режиссер из Канады Ингрид Венингер проведет мастер-класс на тему "Как снять малобюджетное кино". С публикой в зале кинотеатра и в студенческой аудитории будет общаться режиссер, актер Андрей Смирнов (покажем его новый фильм "Жила-была одна баба"). В плане - мастер-класс Юрия Клименко.

    Сколько площадок у фестиваля?

    Сергей Шолохов: Показы будут идти в трех кинотеатрах: Дом кино, "Аврора", "Художественный", это "треугольник", по которому удобно ходить с одного сеанса на другой. Всего запланировано 30 сеансов. Цены на билеты не будут высокими.

    К слову

    На студии документальных фильмов вы сейчас монтируете картину. Расскажите, что это.

    Сергей Шолохов: Я задумал проект под названием "Россия в зеркале международных кинофестивалей". В этом году наша страна может праздновать 20-летний юбилей присутствия на самых значимых фестивалях мира. Я сделал фильмы о нас в Венеции и Берлине, показал их на "Кинотавре". Сейчас работаю над фильмом о Каннском фестивале.

    И как, интересно, менялось отношение к нам?

    Сергей Шолохов: Если раньше отбирали фильмы тех режиссеров, которые своим творчеством доказывали, что русские прощаются с тоталитарным прошлым и что у них появляются европейские ценности, то позже отборщиков интересовали проблемы "новых русских", "насекомых" с социальным дарвинизмом (когда торжествует сильнейший), которые приходят в Европу. В конце 90-х - начале нулевых стали приглашать фильмы, где есть человеческая история, близкая и понятная всем, не связанная ни с какой угрозой. Русские перестали быть опасными. С каждым годом все больше набирает авторитет та кинопродукция, которая имеет универсальное послание и все менее связана с этническим колоритом.

    Справка "РГ"

    Сергей Шолохов - кинокритик, кандидат искусствоведения, тележурналист, автор и ведущий программы о кино "Тихий дом" на Первом канале.

    Поделиться