29.10.2012 23:45
    Поделиться

    Минсельхоз выделит субсидии для улучшения качества молочной продукции

    Как будут менять вкус пломбира, сыра и цену молока
    Многие из нас помнят вкус изумительного отечественного пломбира, который лет 25 назад продавали по 20 копеек за 100 граммов. И наверняка большинство согласится с тем, что хороший пломбир сейчас не купишь ни за какие деньги. Однако в Минсельхозе России считают, что это не так.

    Более того, в ведомстве ответственно заявляют, что вскоре должно появиться больше не только хорошего и доступного по цене мороженого, но и сыра, сметаны, молока. На это направлены меры, прописанные в Правилах господдержки производителям молока, рассказал в интервью "РГ" директор Департамента животноводства и племенного дела минсельхоза Владимир Лабинов.

    Однако, стоит отметить, что предлагаемые государством меры были восприняты в штыки некоторыми представителями молочной отрасли. Что, в общем, неудивительно, ведь речь идет об определении жестких правил игры на молочном рынке. И их выполнение будет условием получения субсидий из федерального бюджета - определенной суммы денег на каждый произведенный литр. В разговоре с Владимиром Лабиновым обозреватель "РГ" обсудила наиболее спорные пункты новых правил, а заодно спросила, почему импортный сыр вкуснее российского и как найти настоящий пломбир "советского образца".

    Владимир Витальевич, для начала скажите, куда делось мороженое, "как в детстве"? Недавно купила пломбир. Хороший. Но вкус все равно не тот.

    Владимир Лабинов: К сожалению, в 90-е и в начале 2000-х годов производители мороженого стали замещать дорогой ингредиент молочный жир более дешевым, например, растительным. Тогда это объясняли необходимостью расширения ассортимента и заботой о потребителе. Но надо отделить первое от второго. То есть продукты из новой расширенной линейки надо именовать в соответствии с их новой рецептурой.

    Техрегламент на молоко и молочную продукцию, утвержденный недавно, разделяет весь класс замороженных десертов на мороженое молочное, сливочное, пломбир и с растительным жиром. Поэтому не могу согласиться с тем, что сегодня нет пломбира. Да, его не так много, как хотелось бы, но объем производства растет. То есть регламент, за который боролся лично я, когда еще был директором Российского союза предприятий молочной отрасли и одновременно руководителем профильного технического комитета по стандартизации, работает. Другой вопрос - уровень содержания ингредиентов. В советское время производили пломбир с содержанием жира, как правило, на уровне 20 процентов. Пломбир, который купили вы, скорее всего, содержал 12-15 процентов жира. Надо внимательно читать этикетку.

    А нельзя сделать так, чтобы в продукте изначально было больше качественных ингредиентов?

    Владимир Лабинов: Можно. Только начинать надо эту работу от повышения качества не мороженого, а молока. Для этого минсельхоз разработал Правила предоставления субсидий из федерального бюджета регионам на один килограмм реализованного молока. В правилах четко прописаны критерии сортности, содержания белка и жира в сырье и другие показатели объема и качества продукции.

    Эти правила вызвали негативную реакцию у некоторых производителей молока. Они считают, что государство ограничивает поддержку и предлагает некорректные способы получения бюджетных денег.

    Владимир Лабинов: Когда в стране вводили регламент на молоко и молочную продукцию, противников тоже было немало. Но давайте обо всем по порядку.

    Во-первых, о тезисе "животноводам недодали". У них никто ничего не отнимал. Речь идет о мерах поддержки, которые должны реализовываться с 2013 года. Таких мер раньше не было. Если бы они были, уместно было бы говорить о том, что поддержку отменили. Или что-то обещали и не дали. Во-вторых, в министерстве намерены всецело поддерживать производство товарного молока. Но с учетом определенных принципов и условий.

    Теперь подробнее. На господдержку производства молока в федеральном бюджете предусмотрены 9,5 миллиарда рублей на 2013 год. Объем товарного молока, поступающего на реализацию, составляет 19,2 миллиона тонн в год. Объем молока, поступающего на промышленную переработку, на молочные заводы составляет около 16,5 миллиона тонн. Если сопоставить лимит субсидий на эти цели в 9,5 миллиарда рублей с общим объемом стоимости или выручки от продажи товарного молока в 240 миллиардов рублей, то понятно, что 9,5 миллиарда - это не та сумма, которая могла бы существенно повлиять на экономику молочного животноводства. И минсельхоз не может поступить неэффективно, например, разделить 9,5 миллиарда рублей на 16,5 миллиона тонн "промышленного" молока - в этом случае господдержка составит 60 копеек на литр. Или мы не можем разделить 9,5 миллиарда рублей на 19 миллионов тонн реализуемого молока. Ведь сумма господдержки в таком случае будет и того меньше - 40 копеек.

    И что делать в этой ситуации?

    Владимир Лабинов: Исходя из лимита средств, мы должны руководствоваться не принципом "дать всем поровну", а принципом стимулирования производства. Господдержка должна стать инструментом, который может побудить производителей молока к повышению эффективности работы в отрасли. Можно вспомнить пример из новогоднего утренника. Подарки получат все дети, которые пришли на елку. Но из мешка Деда Мороза пряник или конфетку получит ребенок, который расскажет стих или станцует. Сделает больше, чем другие дети. Поэтому мы планируем поддерживать тех, кто выполняет работу лучше других, например, производителей молока высшего сорта.

    А таких много?

    Владимир Лабинов: Доля молока высшего сорта в общем объеме по итогам прошлого года составляет 37 процентов. И, если мы отделяем высший сорт от остального молока, то, исходя из суммы в 9,5 миллиарда рублей, получаем 1,5 рубля государственных денег на литр молока. Согласитесь, это существеннее, чем 60 или 40 копеек. Полтора рубля на литр молока, который у производителей в среднем стоит 12-15 рублей, это деньги, влияющие на экономику.

    Конечно, производители молока первого сорта в этой ситуации недовольны. Но что такое молоко первого сорта? В советские и постсоветские времена перед государством стояла задача обеспечить объем производства молока до уровня, рекомендуемого медицинской нормой - 380 килограммов на человека в год. Вопрос качества в то время был не первоочередным. А зря. Ведь в молоке первого сорта больше содержание микробных клеток. А молоко высшего сорта вкуснее и безопаснее для потребителя.

    В этом смысле субсидии будут стимулом. Кстати, для выпуска молока высшего сорта часто не требуется кардинальных технических реконструкций. Всего лишь наведение чистоты и порядка. Доильные аппараты, молокопроводы, холодильные танки, молоковозы нужно регулярно чистить и санировать. И, конечно, лечить больных животных.

    Провокационный вопрос. Допустим, я - производитель молока, а вы - переработчик. Неужели мы не договоримся указывать в накладных вместо "первого" "высший" сорт, чтобы получить федеральные деньги?

    Владимир Лабинов: Исключать такой вариант нельзя. Поэтому в правила субсидирования минсельхоз ввел содержание жира и белка в молоке. Постоянно договариваться в отношении этих показателей невозможно. Ведь из количества принятого жира и белка слагается внутренний баланс ресурсов молочного завода. Кстати, в советские времена главным ценообразующим критерием был показатель содержания жира в молоке. На полках в магазинах молоко жирностью 4 процента стоило дороже, чем жирностью 3,2. А сегодня большая часть молочных заводов использует для этого показатели содержания белка. Однако, понимая, что еще не на всей территории белок стал ценообразующим критерием, минсельхоз в первый год реализации новых правил его не закладывает. Но 2014-2015 годах предусматривается повышение показателей белка.

    Минсельхоз также предлагает сделать условием предоставления субсидий "выход телят на 100 коров". Молочники считают, что это некорректно. 60 телят из 100 могут попросту умереть, но при этом показатели формально будут выполнены.

    Владимир Лабинов: Лактация у коровы (процесс образования молока. - Ред.) возникает только с рождением теленка. Это азбука. В идеале корова каждый год должна приносить теленка, чтобы молоко появлялось вновь. Мы должны стремиться к тому, что если в стаде есть тысяча коров, то вся тысяча должна принести приплод. Но так не бывает. Если из тысячи коров в течение года принесло приплод 90 процентов, то это хорошо. 80 процентов - терпимо. Ниже - плохо.

    Так вот 80 телят в расчете на 100 коров - это пороговый критерий, который позволяет стабильно вести молочное производство. Но, если хозяйство получает 60 телят в расчете на 100 коров, оно обречено на вымирание.

    Нюансов много. Но то, о чем я успел сказать, на наш взгляд, побудит изменить работу. Заложив часть озвученных критериев, мы отделим эффективные предприятия от неэффективных. И наша цель - сделать так, чтобы неэффективные были задеты. Но их обида должна трансформироваться не в написание жалоб и кляуз, а в мобилизацию эмоций в усилия для кардинальных изменений технологий молочного скотоводства. И если это произойдет, то производители молока в итоге заработают больше денег. Они будут получать и бюджетные субсидии, и повышенную плату за сырье хорошего качества от молочных заводов.

    А что в результате введения этих правил получат потребители?

    Владимир Лабинов: Если мы скажем потребителю, что мы ставим цель накормить его любой ценой, игнорируя показатели качества, ему это не понравится. Поэтому потребитель только выиграет в результате наших предложений. Возьмем для примера молоко высшего сорта, о котором шла речь. Из него можно готовить продукты с лучшими органолептическими характеристиками, параметрами по сроку годности. Вы никогда не задумывались, почему мы восторгаемся зарубежными сырами, которые чаще всего несравнимы с отечественными? Да потому что у нас для их производства используется сырье более низкого качества.

    И сразу хочу предостеречь от спекуляций на тему, что молоко высшего сорта приведет к повышению конечной цены для потребителей. Это лукавая и некорректная аргументация. Следуя ей, можно производить только некачественное молоко второго сорта и раздавать его людям бесплатно. Вот только наши потребители все равно в этом случае будут покупать импортные продукты. Поэтому российские предприятия должны производить свои качественные молочные продукты, в том числе и вкусное мороженое, о котором мы уже говорили. С удовлетворением констатирую, что с каждым годом все более значительная часть участников молочного рынка идет именно по такому пути.

    Поделиться