25.10.2012 09:08
    Поделиться

    Эксперт: К решению проблем занятости на Урале надо привлечь кадровые агентства

    На днях на федеральном уровне вновь детально обсудили проблемы моногородов, в том числе одну из самых острых - занятости населения таких территорий. За 2010-2011 годы государство израсходовало на ее решение 27 миллиардов рублей. Итог известен - ничего не изменилось. На мой взгляд, причина в том, что вся система государственного регулирования рынка труда и управления занятостью у нас крайне неэффективна.

    В России признано моногородами 335 населенных пунктов, общая численность их жителей - порядка 16 миллионов человек. Из них 1,4 миллиона живут на территориях, где ситуация с занятостью критическая - попросту говоря, работы там нет и в ближайшее время не будет. Еще 5 миллионов человек проживают на территориях с высоким уровнем проблем занятости, прогнозируется также, что в ближайшее время еще 10 миллионов жителей моногородов могут потерять работу.

    В УрФО сосредоточено множество городов-заводов. Что конкретно пытаются предпринять для решения данной проблемы власти регионов, понять сложно, поскольку обсуждается не что делать, а сколько средств надо выделить из бюджета. Говорят о создании на  депрессивных территориях новых производств с высокой степенью добавленной стоимости, предлагают развивать малый и средний бизнес… Это все, мягко говоря, подтасовки: если уж умер славный завод, некогда флагман отрасли, то не построишь на его месте Силиконовую (титановую, алюминиевую) долину. И не перепрофилируешь в одночасье всех высококвалифицированных инженеров и рабочих в предпринимателей.

    Еще одна серьезнейшая проблема в сфере занятости - трудоустройство молодых специалистов. Это самая социально уязвимая группа: выпускники не имеют достаточных профессиональных навыков и социального опыта и в силу этого менее конкурентоспособны на рынке труда. Серьезная причина молодежной безработицы - несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда. В последние годы выпущено огромное количество экономистов, бухгалтеров, юристов, финансистов, менеджеров. Результат - наиболее активная и образованная часть молодежи пополняет ряды безработных. В это же время рынок труда испытывает жесточайший дефицит инженеров и   высококвалифицированных рабочих разных профессий.

    Надо понимать, что молодежь - это главный инновационный ресурс страны, и именно ее трудоустройство должно быть приоритетом социально-экономической политики государства. Однако на практике государственная политика занятости в России низведена до решения простых задач: ведения учета и регистрации безработных и выплаты им пособий. Продекларированная государством новая модель, предусматривающая поддержку малого и среднего предпринимательства, разработку программ создания и сохранения рабочих мест, совершенствование законодательства в сфере занятости и так далее, остается на бумаге.

    Поэтому в стране сложились две параллельных системы. Первая - официальная, бюджетная, по сути номинальная - государственные центры занятости. Вторая -  рыночная, частная, представленная  различными рекрутинговыми агентствами и кадровыми службами, газетами и интернет-порталами вакансий. Между ними даже произошло  своеобразное разделение труда: в центры занятости люди, как правило, обращаются в случае потери работы - для оформления пособия, зато для поиска вакансий они предпочитают частные структуры. Да и работодатели не рассматривают центры занятости как помощников в качественном найме персонала.

    В итоге значительные средства государства тратятся на поддержание люмпенизированных безработных и никоим образом не влияют на реальное управление занятостью. В то же время богатые информационные и технологические ресурсы, накопленные за последние 20 лет профессиональными участниками рынка труда, совершенно не востребованы государственными институтами.

    Я убежден: грамотная политика планирования и перераспределения трудовых ресурсов по территории России может дать нужный результат и в решении проблемы моногородов, и в создании условий для трудоустройства молодежи. Для этого необходимо привлечь к решению вопросов занятости населения  профессионалов - частные компании - в рамках государственно-частного партнерства.

    Начать такую совместную работу можно в Уральском федеральном округе с организации широкой дискуссии по вопросам занятости с участием всех заинтересованных сторон: государственных учреждений занятости населения, высших и средних учебных заведений, рекрутинговых агентств и частных кадровых служб. Далее потребуется создание единого ресурса, содержащего информацию об имеющихся локальных потребностях в тех или иных кадрах на всей территории округа, страны. Третий, самый важный, шаг - законодательное закрепление условий переезда работника и его семьи к новому месту работы в виде социально-трудового контракта с государственными гарантиями.

    Итогом такого сотрудничества должна стать перестройка всей государственной системы в сфере занятости населения: переформатирование сегодняшних бюрократизированных учреждений в службу консультативного типа, осуществляющую оперативную качественную   связь между работодателями всех форм собственности, учебными заведениями, безработными, соискателями вакансий, желающих сменить профиль работы или стремящихся к дальнейшему профессиональному росту.

    Поделиться