- Большая задолженность - следствие крайне неустойчивых погодных условий, которые сложились за последние годы в Поволжье. Из-за этого многие сельхозпроизводители несут финансовые потери и не имеют достаточных средств на обслуживание кредитов и обязательств, - говорит министр сельского хозяйства Ульяновской области Александр Чепухин.
Денежный "ком" начал формироваться еще в 2010 году, когда АПК Ульяновской области пострадал от небывалой засухи. Прямые убытки сельхозпроизводителей тогда превысили пять миллиардов рублей. По решению правительства РФ, часть платежей по кредитам и лизингу для них была отсрочена на срок до трех лет. Таким образом, в 2012 и 2013 годах аграрии платят и будут платить по пролонгированным краткосрочным и инвестиционным кредитам и лизинговым платежам.
В нынешнем году в регионе снова была засуха. И многие крупные ульяновские хозяйства попали в тяжелейшее финансовое положение. Выручка от реализации их продукции уходит на погашение основной задолженности; растут долги по налогам, расчетам с поставщиками. Все это привело к тому, что аграрии не могут динамично развиваться, так как постоянно "латают дыры" в своих бюджетах.
- Задолженность перед банками и лизинговыми компаниями у многих агрохолдингов превышает стоимость их активов, - отметил Чепухин. - Ставки по кредитам у нас в разы выше, чем в передовых аграрных странах. Например, в США фермер без большой проблемы может получить кредит на десять лет под полтора процента годовых. У нас же ставка - 16-17 процентов. К тому же получить кредит порой проблематично - из-за рисков сельхозпроизводства и отсутствия необходимой залоговой базы банки все чаще отказывают аграриям в заемных средствах. Даже несмотря на субсидирование процентных ставок по инвестиционным и текущим кредитам.
Ульяновский министр предложил создать новую финансовую структуру - Агентство поддержки АПК, которое взяло бы на себя решение проблем аграриев. Такая структура, по словам чиновника, по договоренности с банками могла бы кредитовать сельхозпредприятия с учетом субсидированной процентной ставки - то есть, фактически под два-три процента годовых.
- Также агентство могло бы выступать в качестве залогообеспечителя или гаранта по залогу, - отметил Чепухин.
Предложенная схема работы агентства с сельчанами такова: в качестве гарантий аграрии предоставляют акции предприятия, которые возвращаются им при возврате кредитных ресурсов. Если же сельхозпроизводитель не может вернуть займ, агентство получает возможность реализовать предприятие инвесторам. Но целиком - как имущественный комплекс, с сохранением профиля деятельности.
По мнению Чепухина, работая по такой схеме, многие аграрии получат трех-пятилетнюю передышку и смогут продолжить свое развитие. В противном случае экстренное погашение накопившейся задолженности может привести к печальному исходу - массовому банкротству сельхозпредприятий.
Это предложение было озвучено на круглом столе, который прошел в рамках расширенного заседания временной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия РФ в ВТО и Таможенном союзе в Самаре. Кроме того, пакет мер поддержки аграриев, разработанный ульяновцами, будет передан в Госдуму, министерство сельского хозяйства РФ и другие федеральные структуры.
Кстати
Еще одно предложение, высказанное ульяновцами, - установить для субъектов РФ норматив минимального размера господдержки АПК за счет средств региональных бюджетов из расчета на гектар пашни.
- Бюджеты субъектов РФ значительно отличаются по своим доходам, а значит, и расходам. Соответственно, регионы различаются по своим возможностям по поддержке сельского хозяйства. Сельхозпроизводители в одном регионе, получающие прямые субсидии на произведенную продукцию (молоко, мясо крупного рогатого скота, свиней, птицы, яйцо и так далее), получают конкурентные преимущества, ведь их цена более низкая, - пояснил Александр Чепухин.
Ульяновцы предлагают уравнять производителей. В том случае если бюджет региона не может позволить предоставить аграриям установленный минимальный размер поддержки, из федеральной казны должны выделяться соответствующие дотации. Либо, как вариант, в регионе может быть сформирован фонд развития АПК с закреплением установленной доли отчислений от расходной части бюджета.