22.10.2012 23:42
    Поделиться

    Российские управленцы не умеют слушать своих подчиненных

    Нужны ли начальству идеи сотрудников
    Вам в голову пришла блестящая идея по улучшению работы отдела или даже всей компании. Что лучше: с криком "Эврика!" бежать к начальству или вспомнить старую мудрость: "Любая инициатива наказуема"?

    Кадровый холдинг АНКОР провел опрос специалистов и менеджеров среднего звена, чтобы выяснить, как рядовые сотрудники участвуют в принятии управленческих решений. Опросили сотрудников российских и зарубежных компаний, которые работают в розничной торговле, производстве товаров народного потребления, фармацевтике, банковской сфере и инвестициях.

    Более половины респондентов ответили, что в целом конструктивные инициативы по улучшению бизнес-процессов в их компании приветствуются, хотя в организации и нет официальной процедуры их оформления. Но 48% сообщили, что их инициативы могут вызвать негативную реакцию со стороны руководства.

    В разных отраслях отношение к участию персонала в принятии управленческих решений сильно отличается. К примеру, в IT и телекоммуникациях инициативы сотрудников всегда приветствуются руководством. Но в каждой пятой компании розничной торговли и сферы товаров народного потребления инициативы отклика не находят, а если и принимаются, то только при наличии конкретных обоснований, расчетов и прогнозов. А потенциал персонала велик: согласно опросу, у 90% сотрудников есть идеи по улучшению бизнес-процессов в компании, при этом треть из них готовы предложить идеи руководству безвозмездно, а 33% уже и поделились ими.

    - Умение слушать и слышать своих подчиненных - это важная функция любого руководителя, - считает специалист по подбору персонала кадрового центра "ЮНИТИ" Юрий Кондратьев. - Однако, по ощущениям, в России в целом управленцы еще не достигли понимания, насколько важна эта функция менеджмента. Здесь имеет значение и желание решать все самостоятельно, и порой пренебрежительное отношение к подчиненным, и боязнь усиления конкурентов внутри компании (то есть того, что слишком инициативные подчиненные могут "подсидеть"), и даже элементарное нежелание поощрять инициативы с целью экономии - впрочем, весьма сомнительной. А еще ощущение руководством, в том числе и высшим, своего умственного превосходства и неготовность принять чужие идеи (особенно, если они реально эффективнее действующих или предлагаемых ими). Пока, считаю, эти причины перевешивают, но все же положительная тенденция есть - и это правильный путь.

    - Нередко сотрудники не высказывают свои предложения, боясь быть непонятыми или совершить ошибку, которая повлечет за собой неприятные последствия, - говорит директор по персоналу кадрового холдинга АНКОР Елена Жуланова. - Сотрудник должен чувствовать доверие со стороны руководства, знать, что если предложение не сработает или не даст ожидаемого эффекта, то его не обвинят в ошибке и не накажут. Причем чем выше статус сотрудника, тем актуальнее для него такое право. Не менее важна и уверенность в том, что предложение будет рассмотрено и востребовано. Именно по этой причине по каждому предложению необходимо сообщить его автору, принято ли оно к рассмотрению, а если нет, то почему. Материальное поощрение - это дополнительный фактор, который должен быть подтверждением того, что руководство компании ценит инициативу сотрудника, признает его вклад. Мне известны примеры, когда компании выплачивали работникам процент от годового экономического эффекта, достигнутого в результате внедрения их рациональных предложений.

    Поделиться