18.10.2012 17:18
    Поделиться

    Группа "Сплин" попала в тройку лидеров чарта музыкальной соцсети Last.fm

    Альбом "Обман зрения", вышедший 8 октября, сделал группу "Сплин" третьей в чарте крупнейшей музыкальной соцсети Last.fm. И единственной из наших в первой 20-ке рейтинга.

    В новый релиз Александр Васильев и его компания включили 14 песен. Две из них уже звучат на концертах - "Летела жизнь" и "Чудак".

    Нынешний альбом "Сплин" выстроил по принципу театральной пьесы - с завязкой, апофеозом и кодой. Тот же метод применялся и в прошлый раз, на альбоме 2009 года. Но тогда наряду с хитами-боевиками в диске оказалось многовато проходных треков. Скорее, даже песен-набросков, сочиненных ради интонации или удачного поэтического образа, а то и сиюминутных впечатлений. "Обман зрения" - работа более цельная, разноплановая и почти без необязательных песен.

    Начинается диск с "Увертюры", выполненной в любимой Александром Васильевым манере (заимствованной у столь уважаемых им Radiohead) - без припева, зато с неумолимым нагнетанием атмосферы.

    Второй трек - бодренькая "Летела жизнь", которая  давно звучит в концертах, и может поэтому стоило бы припрятать ее куда-то вглубь альбома (кстати, и эта песня тоже без припева - кто из популярных музыкантов ныне решается на такое?).

    Третий - "Черная Волга", особенно поливаемый критиками, которые осудили альбом за "выхолощенный автоматизм" и "инерцию и усталость". Это тягучий и равномерный наговор, и пожалуй, именно "Черная Волга" видится наименее нужной. Это как у Льва Толстого, где - "он пугает, а мне не страшно".

    Четвертой идет "Лестница" - под нее даже можно танцевать, что не типично для  "Сплина". А гаерские клавишные лишь добавляют ей буффанадности и контраста с остальным материалом диска. Особенно со следующим треком - трагичной и суицидальной балладой "Страшная тайна", где имеются и сгущение эмоций, и минорный героизм, которыми так был хорош "Сплин" в "нулевые" годы.

    Дальше идет исторический эпик "Петербуржская тайна": его автор Александр Башлачев. Однако Васильев предложил к тексту свою мелодию, в которой меньше горести и надрыва. И, полагаю, хуже от этого точно не стало.

    Но чтобы лучше понять, что представляет собой "Сплин" сегодняшний, стоит начинать слушать диск с седьмого трека "Дочь самурая". Не ясно, отчего Александр Васильев второй раз подряд прячет главный боевик в середину альбома (на "Сигнале из космоса" он так же поступил с "поколенческим" хитом "Больше никакого рок-н-ролла).  "Дочь самурая" цепляет с первых аккордов гитарным риффом, хлесткой мелодией и, кажется, очень принципиальным для автора текстом - "я буду смеяться, пока не взорвется моя голова".

    Дальше, на самой свежей песне альбома "Фибоначчи", эмоциональный накал только возрастает и достигает пика в песне  "Ковш", с неожиданным использованием маршевых размеров и стихами, близкими большинству населения  ("И в голове смешались мысли, и босиком с бутылкой виски"). Взрывная, отстраненно-бесшабашная вещь. "Ковш", да и "Фибоначчи" - это как раз тот случай, когда решают "погибать, так с музыкой".

    Наверное, именно из-за таких номеров "Сплин" и остается самой почитаемой поклонниками отечественного рока группой. Никто кроме Александра Васильева не способен сегодня так органично, искренне и понятно переплавлять в мелодичные и пронзительные песни свои сомнения, непонимание жизни и человеческое взаимонепонимание. А также добавлять горестям и переживаниям столько отчаянного позитива - это как танец на краю крыши.

    Завершается диск тоже знаково - треком  "Волшебное слово". Это самая мирная песня альбома, в которой Васильев с интонацией доброго сказочника повторяет фразу "Жизнь - это волшебное слово", чтобы, наверное, уж точно до всех дошло. И правильно.

    Сейчас группа работает над новой концертной программой и готовит live-презентацию диска "Обман зрения". Скорее всего, премьера состоится еще до Нового Года. Очень ждем.

    Поделиться