18.10.2012 17:30
    Поделиться

    С 2013 года на юго-западе Москвы начнется "мусорный" эксперимент

    Мусорные полигоны столицы переполнены, два принимающих столичные отходы полигона "Хметьево" и "Дмитровский" через год-два закроются. Столичные власти решили начать эксперимент по утилизации мусора с Юго-Западного округа столицы. В четверг о подробностях на роуд-шоу рассказали руководитель департамента конкурсной политики Москвы Геннадий Дегтев и руководитель департамента ЖКХ и благоустройства Андрей Цыбин.

    Столица ежегодно производит порядка 5 миллионов тонн мусора. Они вывозятся на два почти исчерпавших свой ресурс полигона "Хметьево" и "Дмитровский", и лишь 770 тысяч тонн мусора сжигаются на трех мусоросжигательных заводах города. Если ситуацию не изменить - в Москве возможно возникновение "мусорных" коллапсов, какие были в середине 2000 годов в Неаполе. Округ для эксперимента город выбрал не случайно.

    Здесь с 2005 года идет война жителей против строительства мусоросжигательного завода. Война закончилась тем, столичные власти решили не сжигать, а перерабатывать мусор, причем с помощью современных методов, и сократить до минимума количество мусора. Как заявил заместитель мэра по вопросам ЖКХ города Петр Бирюков, главный метод который будет использоваться при переработке - это гидросепарация, позволяющая разделять на фракции бумагу, металл, стекло, которые затем проще перерабатывать во вторсырье. К тому же вывоз мусора на новые полигоны обойдется городу в пять раз дороже, чем аналогичная процедура на нынешних работающих. Например, сейчас захоронение одной тонны мусора ГУП "Экотехпром" обходится городу в 289 рублей, в других полигонах - более тысячи рублей. Но власти пошли дальше, решив сэкономить бюджетные средства, и "снять с себя головную боль" по сбору, вывозу, переработки и утилизации мусора. Так, в минувшем сентябре вышло постановление правительства Москвы "О проведении эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимся в многоквартирных домах юго-западного административного округа Москвы". Согласно эксперименту, город собирается найти на конкурентной основе подрядную компанию, которая в течение 15 лет оказывала услуги по сбору, сортировки и утилизации мусора, причем преимущественно за свой счет. Максимальная цена контракта 25 миллиардов рублей на 15 лет. Заказчиком является департамент ЖКХ и благоустройства города. Несмотря на то, что сумма огромная, требования также жесткие. Согласно данным конкурса, выигравший инвестор, должен иметь или создать (до 1 января 2013 года) свою инфраструктуру - полигоны, специализированный автопарк, сортировочные станции, мусороперерабатывающие заводы, позволяющие  в будущем городу избежать резкого роста цен на переработку мусора. При этом, например, вся техника должна быть оснащена приборами ГЛОНАСС или GPS, обеспечивающими передачу данных в режиме реального времени, оборудована телематическими приборами для измерения радиации. А также иметь блокировку при несанкционированной загрузке контейнера, чтобы избежать "левого груза". Помимо этого все оборудование должно быть экологически чистым, и работать на топливе не ниже ЕВРО-4.

    - Будет ли у компании своя техника, или он в первое время заключит договор - это город не касается, - пояснил руководитель департамента по конкурентной политике города Москвы Геннадий Дегтев. - Главное, чтобы выигравшая конкурс компания качественно выполняла работу, и имела необходимое залоговое обеспечение, равное не менее 30 процентов от суммы контакта - то есть более семи миллиардов рублей. В дальнейшем за деятельностью ее будет следить специальная комиссия, состоящая из экологов, общественности, при участии руководства города.

    По словам Дегтева, не нужно сейчас гадать, что будет, если к 13 ноября - дню, когда будут вскрыты конкурсные конверты, ни одна компания свое участие не заявит. "Время покажет, но мусор - как известно, во всем мире приносит хороший доход, тем более что впервые все вывезенные отходы станут собственностью подрядной организации, включая цветные металлы, бумагу, стекло", - пояснил Дегтев. - Несмотря на то, что контракт долгоиграющий, для его расторжения не нужно ждать 15 лет, это можно будет сделать при первом нарушении".

    Как прокомментировал "РГ" руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйств аи благоустройства города Андрей Цыбин, всего в городе сейчас заняты в "мусорном" бизнесе 200 транспортных компаний, есть среди них и крупные, поэтому ждать "пустого конверта" не стоит. "А жесткие требования к конкурсанту объяснимы, город будет контролировать движение машин по маршрутным листам, и "свалить" где угодно мусор компания не сможет, - пояснил Цыбин. - Если эффект будет положительный со временем подобная практика распространится на все округа. Для города это будет выгодно, ведь получив одного крупного оператора в округе, мы делаем этот бизнес прозрачным, что увеличивает поступление налогов в городскую казну, улучшает качество работы в этом секторе, и позволяет ввести единую тарифную систему. Кроме этого минимум на 25 процентов сократится количество мусоровозов на дорогах города".

    Как заверяет Цыбин, для жителей округа новшества не обернутся дополнительными тратами, ведь повышать стоимость вывоза мусора для населения компания и не сможет. Правда одно нововведение может быть введено - это раздельный сбор отходов, но так или иначе, город все равно придет к этой общемировой практике.

    Кстати

    Сегодня норма накопления отходов в жилом секторе по ЮЗАО составляет 370 кг в год на 1 жителя, из них 272 кг - твердые бытовые отходы и 98 кг крупногабаритного мусора. Следовательно, в год образуется  404 тысячи тонны, из них 60 процентов - сжигается, остальное - едет на полигоны.

    Поделиться