11.10.2012 11:50
    Поделиться

    В Екатеринбурге пациентка отстояла право на смену клиники и лечащего врача

    Почему не работает закон о праве пациента на выбор врача
    Недавно в Екатеринбурге завершился судебный процесс, который можно назвать прецедентным: впервые пациентка отстояла право на cмену поликлиники и лечащего врача.

    Фемиде пришлось вмешаться в банальную, казалось бы, ситуацию. Сорокалетняя Екатерина прописана в одном районе города, а проживает в другом. У женщины серьезное  заболевание эндокринной системы, ей необходимо постоянное наблюдение. О том, что в ближайшей к новой квартире поликлинике работает хороший эндокринолог, Екатерина знала. Потому смело пошла записываться на прием. Но не тут-то было. Пациентке отказали в медицинском внимании  не по месту прописки, сославшись на то, что "у их врача и так больных хватает".  Более того,  руководство учреждения, входящего в структуру ГКБ № 24, так упорно отказывалось принимать нового пациента, что выставило петицию на пяти листах. А когда суд обязал поликлинику оказывать медпомощь, ее представитель процедила сквозь зубы: "Мы все равно не будем выезжать на дом по вызову..."

    О том, что у нас есть право лечиться в любой поликлинике, чиновники от медицины говорят уже несколько лет. И тут же признают: сделать это обычному человеку непросто. Чтобы механизм заработал, право решили узаконить: с мая нынешнего года  вступили в силу положения ФЗ № 326, прописывающие порядок реализации пациентом права выбора лечащего врача.

    Этот документ в СМИ поначалу  окрестили "революционным",  разрывающим крепостное право между пациентами и поликлиниками, к которым их приписали. Дескать, больной сможет "голосовать ногами" за качественное медицинское обслуживание.

    - Процесс идет сложно, - признались "РГ" в территориальном отделении Фонда обязательного медицинского страхования. - Мы ведем мониторинг, и по нашим данным, с мая нынешнего года в области сменили лечебное  учреждение более 200 тысяч человек. Кажется, много, но картина непрозрачна. В эту цифру входят данные по вновь открывшимся медучреждениям, за которыми закрепили новых пациентов, и по новостройкам.

    Подозреваю, что истинные масштабы миграции гораздо скромнее.

    Способов отказать "чужому" пациенту множество: от заявлений, что доступ в кабинет врача "только через суд", до умелой корректировки различных подзаконных актов. Например, до нынешнего года в территориальных стандартах Свердловской области значилось, что жители имеют право бесплатно пройти диагностику на дорогостоящем оборудовании (к примеру, на томографе) в течение месяца. Эти сроки частенько нарушались, и страховые компании обратились в прокуратуру области с требованием обязать медучреждения соблюдать права пациентов. В итоге в правительстве региона решили... изменить стандарты, увеличив срок ожидания бесплатной диагностики до четырех (!) месяцев.

    - Складывается ощущение, что нормативы и правила рассчитаны не на больных людей, а на пациентов, которые здоровы и в поликлиниках не появляются, - уверен руководитель ассоциации медстраховщиков "Территория" Максим Стародубцев.

    Ценность пациента, возможно, повысят экономические преобразования, которые грядут в системе здравоохранения. До сих пор медучреждения финансировались из двух источников: ТФОМСа (за пролеченных больных) и из муниципальных бюджетов. Причем по линии ТФОМСа поступало чуть более половины денег, и от дополнительных пациентов финансового проку больнице не было. С января будущего года медучреждения станут получать деньги только через систему ОМС. Получается, чем больше у больницы пациентов, тем больше средств на жизнь и развитие.

    По задумке, это заставит врачей любить и холить больных. Как сложится на самом деле, эксперты от медицины предсказать не берутся.

    Испытано на себе

    Насколько тернист путь взбунтовавшегося больного, я убедилась сама. Из поликлиники, к которой приписана, уволился невролог. Приглашенный специалист вел прием так редко, что, даже заняв в шесть утра очередь, получить к нему талон оказалось невозможно. Вспомнив о праве выбора, я решила записаться на прием в другое медучреждение. Через систему единой городской регистратуры это удалось сделать очень быстро. Более того, мне предложили на выбор аж четырех врачей! Но сказка закончилась, едва я перешагнула порог выбранной поликлиники. В регистратуре отказались признавать талон без отдельного направления лечащего врача. К врачу я попала только после скандала.

    Парадоксально, что формально скандалила зря. Как выяснилось, положение о выборе поликлиники содержит массу оговорок, обрубающих свободу пациента на корню.

    - Сменить врача-специалиста можно только по направлению либо лечащего врача, либо участкового терапевта, - пояснили мне в региональном отделении территориального фонда ОМС. - Менять поликлинику пациент имеет право раз в год. Для этого он должен написать заявление заведующей и получить от нее разрешение на уход. К руководству выбранной клиники также нужно обратиться с заявлением. Примут его или нет, зависит от возможностей лечебного заведения.

    Вот эта оговорка про "возможности лечебного заведения" и является для пациентов главным камнем преткновения, а для медиков - основным козырем в отказе.

    Мнение

    Елена Пестова, юрист страховой медицинской компании:

    - Оговорка о ресурсных возможностях лечебных заведений  предусмотрена  региональными документами и прописана в территориальной программе государственных гарантий в области здравоохранения. В федеральных законах   такого ограничения нет. Причем, когда мы начинаем уточнять упомянутые  возможности, конкретных цифр никто назвать не может. И становится очевидно, что поликлиники просто не хотят принимать неприписанных пациентов, воспринимая их как лишнюю обузу. А уж если человек готов отстаивать в медкабинете свои права, персонал сделает все возможное, чтобы его "отфутболить".

    Поделиться