11.10.2012 12:50
    Поделиться

    Николай Коляда представил свое видение комедии дель арте

    Коляда поставил самую известную пьесу Карло Гольдони. Приключения работающего на две ставки плута прекрасно известны российской публике по фильму "Труффальдино из Бергамо" с Константином Райкиным.

    Для Коляды важен не столько сюжет, сколько комедия - чтобы зритель смеялся. Режиссер вынес на сцену неповторимую атмосферу репетиций, про которые он обычно говорит, во-первых, "репетиция - любовь моя", а во-вторых, "репетируем и ржем до упаду".

    В своей режиссерской манере Николай Коляда тяготеет к традициям народного театра и даже, зарываясь во тьму истории человечества, - к ритуалу и обряду. Комедия дель арте по определению - театр как раз-таки народный, импровизационный, дошедший до нас из глубины веков. Свое понимание этой близкой ему формы режиссер представил в постановке главного хита Гольдони.

    Спектакль бьет практически по всем чувствам зрителя, к счастью, избавленного от тактильных ощущений: актеры лишь грозят публике палками, не применяя их (но кто знает, не разойдутся ли они в пылу импровизации на последующих спектаклях). Яркость и пестрота сценографии бьет по глазам, уши закладывает от криков, публику балуют вкусными конфетками и дарами природы. Коляда прибегает даже к такому запрещенному, будоражащему мозжечок приему, как ароматерапия. Наверное, каждого в детстве мама учила едой не бросаться, но по режиссерской воле актеры плевать хотели на хорошее воспитание, вволю надругавшись над умопомрачительно пахнущими овощами и фруктами.

    В режиссерском замысле физиология вторична, первична импровизация. В историческом варианте дель арте большую часть представления составляли шутки-прибаутки на злобу дня. Коляда обыгрывает главную, всегда актуальную тему своей жизни - театр.

    Труффальдино отдана системообразующая роль капокомико - главного артиста и режиссера в одном лице - не абстрактного представителя профессии, а конкретного Николая Коляды. Такой же персонификации подверглись все "масочные" персонажи: актеры представляются, бросают реплики от своего лица - выглядывают из-за масок. Так что получилось заковыристо: скажем, Илья Белов играет самого себя, артиста Белова, играющего режиссера Коляду и Труффальдино. Правда, по-честному болтать, что в голову взбредет, Коляда артистам не позволил: один из ведущих драматургов российской современности, "Лопе де Вега наш уральский", собственноручно заполнил лакуны в пьесе, оставленные Гольдони под импровизацию. Так, спектакль начинается... с репетиции, с сеанса режиссерской психотерапии: Белов - Труффальдино - Коляда персонально частит каждого актера "бездарью" и другими обидными словами.

    Такой "сор из избы" обычно выносится в капустники, понятные только своим, однако в данном случае он выдержал публичную проверку: зрителю нравится, ему смешно от пьесы Коляды, сочиненной в содружестве с Гольдони. Да и не только с ним: в создании спектакля приняли участие Тициан, Гольбейн (младший), Караваджо, Ренуар, Мане и целая толпа малых голландцев. В котел Коляды годится все - живописные шедевры, затертая до дыр музыкальная классика, представленная Россини и Верди, популярное видео с YouTube, акробатика и жонглирование. В результате получается "не Венеция, а какой-то Шарташский рынок" и "Труффальдино из Туринска". И эта злободневность, ощущение "здесь и сейчас" - суть комедии дель арте.

    Зрителям на выбор предлагается два варианта: выйти вон либо включиться в заданную режиссером игру и выражать свое одобрение криками, а неодобрение - швырянием на сцену различных мелких предметов.

    Поделиться