10.10.2012 23:41
    Поделиться

    Эксперты: В условиях ВТО мясо может подорожать

    Условия, на которых подписан протокол по присоединению РФ к ВТО, в частности по позиции "Готовые мясные изделия" таможенного тарифа (код ТН ВЭД 1601), категорически не соответствуют декларируемой правительством стратегии развития и поддержания проектов диверсификации отечественной промышленности.

    Снижение специфической составляющей импортного тарифа по коду ТН ВЭД 1601 "Готовые мясные изделия" с 0,40 евро за 1 кг продукции до 0,25 евро, а также полный отказ от 25% адвалорной (процентной) составляющей импортной пошлины является крайне неожиданной уступкой, которая с нами не обсуждалась.

    Это полное игнорирование интересов отечественной мясоперерабатывающей промышленности, противодействие проводимой государством политики модернизации и поддержки производства продукции с добавочной стоимостью.

    Случайностью и ошибкой такая глобальная уступка не может быть по двум причинам. Во-первых, рынок переработанного мяса РФ, подпадающий под "готовые мясные изделия", имеет глобальный объем (~18 млрд долл) ~550 млрд руб. в год. А во-вторых, не сохранение адвалорной 25% составляющей пошлин, а ее обнуление говорит об умышленном скрытии визуально очевидного чтения с 25% до 8%, которое бы вызвало такой же шок, как снижение импортного тарифа на живых свиней с 40% до 5%.

    При существующих темпах агроинфляции сегодняшний фактический импортный тариф с 0,69 евро (из расчета от текущих цен) за 1 кг к моменту введения новых заниженных пошлин к 2015 году в 0,25 Евро за 1 кг будет соответствовать пошлине около 7-8% от стоимости ввозимой продукции.

    Получается, что проектная адвалорная составляющая таможенного тарифа 0,25 евро за 1 кг с 2015 года будет соответствовать импортной пошлине около 7% уже в среднесрочной перспективе. Важно заметить, что при таких условиях стоимость сырья для мясоперерабатывающих предприятий РФ будет на 30-40% выше, чем для наших конкурентов, работающих в ЕС.

    В связи с тем, что условия доступа на рынок импортной готовой мясной продукции пересогласовать практически невозможно, возникает важный вопрос: Что делать с возможной угрозой, которая возникнет с 2015 года, когда начнут действовать либеральные условия импорта готовых мясных изделий?

    Для поддержания и развития конкуренции с экономической точки зрения остается только одно решение: чтобы обеспечить гармоничное развитие сырьевых мясных отраслей (в первую очередь свиноводства) и мясоперерабатывающей промышленности, следует снизить барьер доступа к импортному сырью для отечественных предприятий и потребителей. На мой взгляд, других решений быть не может.

    Во-первых, перерабатывающие отрасли, как правило, защищаются таможенно-тарифными методами, в частности высоким импортным тарифом, которые РФ недопустимо снизила - предположительно навсегда.

    Во-вторых, по принципиальным соображениям (сырьевые отрасли АПК напрямую финансируются, как правило, из бюджета АМП (агрегированной меры поддержки), и поэтому их поддержка через высокие потребительские цены уже нецелесообразна.

    В-третьих, отрасли промышленного передела, мясоперерабатывающая промышленность в частности, не относятся к сельскохозяйственной отрасли и не подпадают под прямые налоговые льготы и госфинансирование.

    Но возникают вопросы относительно последовательности проводимой аграрной политики государства по отношению к программам развития животноводства. Ведь снижение таможенного тарифа для импорта мяса до уровня 5% и отказ от квотирования мяса (а это именно те условия, которые адекватны для обеспечения устойчивости экономических переделов в мясной отрасли РФ) приведет к снижению стоимости мяса для потребителей и одновременно снизит рентабельность в животноводстве.

    Безусловно, такое решение имеет широкую социальную базу поддержки и обеспечит минимальную продовольственную инфляцию в ближайшие годы, возможно и дефляцию, по красному мясу и мясопродуктам.

    Следует отметить, что снижение таможенного тарифа не относится к птицеводческой отрасли - она гармонично успела развиться, на рынке птицы РФ достаточно высокая конкуренция и компетентность производителей, что обеспечивает стабильность цен, и эти обстоятельства соответствуют равновесию интересов потребителей, производителей и государства.

    Таким образом, при снижении таможенного тарифа на красное мясо (свинина и говядина) мы обеспечиваем низкую инфляцию, высокую экономическую доступность продовольствия для населения РФ и гармоничное развитие и взаимодействие подотраслей мясного сектора, а также рост конкуренции и конкурентоспособности в целом.

    Однако надо продумать и способы поддержания эффективной животноводческой отрасли.

    Так что же можно предложить для компенсации производителям животноводческой продукции?

    Необходимо модернизировать средства поддержки отрасли, а именно применяемые сегодня меры развития (субсидирование части процентов по кредитам на развитие), сочетать с компенсационными выплатами на единицу произведенной продукции в рамках объемов господдержки в целом. Нужно разнообразить способы поддержки конкуренции и сочетать меры развития с мерами стабилизации в предстоящие периоды - это более адресно и ценно для предприятий отрасли.

    Предлагаемая методика позволит обеспечить поставку на рынок мяса для промышленных и розничных потребителей, соразмерного по стоимости с продукцией в ЕС; обеспечить поддержку развития эффективных предприятий и роста конкуренции между высококомпетентными предприятиями. Кроме того, мы сможем рационально использовать средства господдержки (АМП) и добиться относительной стабильности доходности для конкурентоспособных хозяйств свиноводческой отрасли. А также добьемся оптимально низких цен на свинину для возможного экспорта мяса и мясопродуктов из РФ.

    Следует подчеркнуть также другое важное обстоятельство для нового этапа развития, а именно, нужно четко и однозначно увязать стратегию развития животноводческих подотраслей с финансовыми возможностями бюджета РФ. А еще более рачительно было бы учитывать возможности бюджетов стран ЕЭП для поддержания общей аграрной стратегии в ЕЭП.

    Нельзя ставить задачи, необеспеченные финансовыми планами и возможностями правительства. Это неизбежно приведет к общему урону для всей экономики. Лучше меньше, но надежнее.

    Разумное дорегулирование на рынке мяса необходимо еще и в связи с тем, что абсолютно неэффективно проводить две взаимоисключающие стратегии одновременно. К примеру, внутренний таможенный тариф на импорт свинины после присоединения РФ к ВТО стремится к нулю, а внеквотный 60%. Это напрямую ограничивает развитие конкуренции.

    Таким образом, по рынку свинины ситуация получается просто недопустимая, когда разные части (отруба) одного и того же типа сельскохозяйственного животного (свинины) имеют совершенно разнотипные, некоррелирующие между собой условия доступа на рынок РФ. То есть разные и нелогичные тарифные и квотные условия.

    Это приводит к невозможности развития современной высокотехнологической разделки и глубокой переработки мяса свиней. Получается абсурдная ситуация, когда уже несколько лет даже самым высокоэффективным производителям свиней в РФ выгоднее продавать живой скот, чем его забивать и разделывать.

    Надежды о логических потоках после присоединения к ВТО, универсальных условиях доступа однотипного сырья на рынок тают после чтения протокола о присоединении. Если мы действительно хотим декларируемого развития и приоритетности перерабатывающих отраслей, производство продукции более высокого экономического передела, нам надо (и это возможно и одобряется в ВТО) привести в соответствие, а именно унифицировать условия доступа на рынок РФ всех отрубов от разделки одного типа сельскохозяйственного животного.

    Без такой унификации очень сложно и даже смешно представить, как будут гармонизированы таможенные тарифы по мясу между странами ЕЭП.

    Кроме этого, рассчитанный нами эффективный таможенный тариф для мясной отрасли в условиях РФ равен (-20% - -25%) - это прямой путь к промышленной деградации с последующей потерей конкурентоспособности даже для эффективных производителей свинины в ЕЭП.

    Поделиться