08.10.2012 23:42
    Поделиться

    Власти будут привлекать частные инвестиции для ЧМ-2018

    Развитие института ГЧП в спорте может привлечь значительные внебюджетные средства как на строительство и реконструкцию спортивных объектов, так и на проведение спортивных мероприятий, развитие отдельных видов спорта и спортивной отрасли в целом. Пока наша страна идет по пути изучения передового зарубежного опыта в данной сфере и внедрения его в спортивное движение России. В ряде стран в области ГЧП уже давно наметилась тенденция перехода от классических форм концессий к контрактам жизненного цикла (КЖЦ). Платежи частному партнеру поставлены здесь в прямую зависимость от соответствия объекта функциональным характеристикам, согласованным в контракте.

    Поскольку российский рынок ГЧП развивается относительно недавно, доля ответственности бизнеса в спорте в этой части пока невелика. Между тем на Западе негосударственные инвестиции дают до 60% поступлений в спорт. Наиболее активно ГЧП в спорте развивается сегодня в странах Южной Европы - Испании, Италии и Франции. Одна из причин медленного развития схемы ГЧП в индустрии российского спорта - фрагментарность отечественного законодательства в этой сфере. Законодательство о государственных закупках плохо адаптировано под ГЧП. Стороны партнерства ограничены в возможности реализовывать проекты с применением различных схем ГЧП, отработанных в практике зарубежных стран. Бизнесу нужны реальные гарантии возвратности вложенных инвестиций. Для частных инвесторов также важно наличие дополнительных преференций, льгот, субсидий, иных видов господдержки, стимулирующих к применению и реализации ГЧП-проектов в спорте.

    Сейчас обсуждается вопрос о внесении специальных поправок в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих льготы по налогу на прибыль организаций и ряду других налогов для инвесторов, вкладывающих в развитие спортивной сферы. Применительно к Олимпиаде в Сочи Федеральный закон N 310-ФЗ об организации и проведении Игр-2014 предусматривает предоставление ряда налоговых льгот, в частности по налогу на прибыль и имущество организаций, НДС, что корреспондируется с соответствующими нормами в НК РФ. Отдельные льготы и преференции содержатся в некоторых региональных законах, касающихся ГЧП.

    К сожалению, в отличие от Европы, где хорошо развита схема ГЧП в спортивной сфере, в России масштабные ГЧП-проекты можно пересчитать по пальцам. Например, правительство Нижегородской области заключило три концессионных соглашения на 10 лет, в рамках которых частный партнер должен профинансировать, построить, оснастить оборудованием и эксплуатировать три физкультурно-оздоровительных комплекса в Нижегородской области. Есть ряд реализованных ГЧП-проектов в сфере спорта в других субъектах РФ, однако до сих пор такой вид сотрудничества не является обычной практикой для строительства спортивных сооружений и объектов инфраструктуры в нашей стране. Даже при подготовке к Олимпиаде в Сочи пока ни одного существенного ГЧП-проекта не было реализовано. Наиболее богатый опыт привлечения бизнеса в спортивные проекты в Московском регионе, Республике Татарстан и Нижегородской области.

    Власти рассчитывают на то, что предстоящий Чемпионат мира по футболу-2018 повысит инвестиционную привлекательность регионов. Но для этого прежде всего необходима адекватная и прозрачная нормативная правовая база. В России в отличие, например, от Греции не существует титульного закона о ГЧП, который бы комплексно регламентировал различные формы и модели ГЧП. Нужно активизировать работу по совершенствованию и гармонизации всего массива законодательства, регламентирующего правоотношения ГЧП, в том числе определяющего механизмы госгарантий и господдержки применительно к реализации проектов ГЧП.

    В Общественной палате РФ уже прошел федеральную экспертизу проект ФЗ об организации и проведении ЧМ по футболу-2018. Но, к сожалению, пока из законопроекта абсолютно непонятно, как будет финансироваться строительство и реконструкция стадионов и других объектов, связанных с ЧМ-2018. В частности, не ясно, как и в какой пропорции будут распределяться средства из федерального бюджета, а также субъектов Федерации и муниципальных бюджетов. Непонятен и правовой механизм привлечения частных инвесторов к строительству и реконструкции спортсооружений и социальной инфраструктуры, неизвестно, будут ли им предоставляться государственные гарантии или льготные кредитные линии. Не урегулирована также ответственность государства и инвесторов за невыполнение взятых обязательств.

    Тем не менее схема ГЧП в индустрии спорта имеет большой потенциал развития. Государству нужно максимально задействовать все возможные сферы частного бизнеса для поддержки спорта, прежде всего те, которые на спорте делают свою прибыль. Также нужно законодательно предусмотреть специальные отчисления на спорт со стороны лотерей, букмекеров, тотализаторов, спорт-баров. Не следует забывать про интеллектуально-коммерческие игры, прежде всего спортивный покер, который в 2009 году был выведен из реестра спорта и сейчас в законодательном плане не урегулирован. Но фактически индустрия спортивного покера существует, и после ее цивилизованного урегулирования в игровом законодательстве по аналогии, например с Францией, Германией, Италией, Испанией и другими странами, она сможет наряду с другими сферами принести большие инвестиции в развитие спортивного движения в России.