08.10.2012 23:40
    Поделиться

    Финские специалисты помогут восстановить грунтовую дорогу в Карелии

    Между карельскими населенными пунктами дороги как будто фактически имеются, но пользоваться ими крайне затруднительно: огромные выбоины, ямы, неровности, пыль разносится во все стороны. Подобная трасса в 140 километров идет и от города Костомукши в поселок Калевала через деревню Вокнаволок. И это единственное сообщение с северным муниципальным районом республики.

    Данную грунтовую дорогу и восстанавливают финские специалисты северной коммуны Суомуссалми совместно с администрациями городского округа Костомукши и Калевальским муниципальным районом. Это проект приграничного сотрудничества европейского инструмента соседства и партнерства "Карелия". Проект рассчитан на три года, его цена - 1,2 миллиона евро, причем по 45 процентов выделяют бюджеты Европейского союза и Российской Федерации, остальные средства перечисляют местные власти.

    - Основная идея - не строить новую дорогу, а привести в порядок старую, - рассказал корреспонденту "РБГ" руководитель проекта Илмари Шепел. - Делаем профиль дороги, меняем слой щебня. И используем самую главную изюминку - раствор хлорида кальция. Именно он держит полотно, обезпыливает грунтовую дорогу. Она сохраняет прочность и всегда как будто мокрая. Подобную технологию широко применяют в Финляндии, Швеции, Канаде.

    Илмари Шепел уже на российской стороне показывает, как выглядят отремонтированные первые два десятка километров, даже подпрыгивает, демонстрируя своим почти двухметровым ростом и приличным весом надежность грунтового полотна. Эту часть дороги пришлось не реставрировать, а делать заново, вся была выбита. Поэтому насыпали 6,5 сантиметра отсева щебня, чтобы при укатке он спрессовался до пяти сантиметров. Этого достаточно для основы полотна. Но проблема в другом. Нарушается технология работ. В Финляндии отсев распыляют по дороге специальные машины. В России подобной техники нет. Щебенку привозят самосвалы, вываливают кучей, потом грейдер разравнивает отсев, а виброкаток утрамбовывает. Финны попытались доставить собственные машины в Костомукшу. Но по условиям проекта бесплатно сделать этого нельзя. За каждую доставленную машину необходимо заплатить 20 тысяч евро.

    - Поэтому мы вынуждены ждать, когда нам предоставят грейдер, а в городе делали ремонт на улицах, поэтому он использовался там, - говорит дорожный мастер Пентти Комулайнен. - Не хватало щебня, тоже приходилось стоять. Это все потеря рабочего ритма. Эффективность невысокая. Одна тысяча тонн щебня за восьмичасовой рабочий день, а необходимо 1400 тонн.

    Каждый год обслуживающей дорожной организации придется приобретать хлорид кальция, одна тонна которого стоит 360 евро

    Кстати, в среднем один километр отреставрированной дороги обойдется в шесть-семь тысяч евро. Как считает руководитель проекта Илмари Шепел, это немного, поэтому используют средства на самое необходимое, об обочинах речь вообще не идет. Мало того, со стороны города Костомукши и поселка Калевала будут сделаны в среднем по 55-57 километров. А вот 27 километров между ними ремонтировать не будут вовсе. Там практически нет дороги. И в распутицу проехать здесь можно разве что на тракторе. Как подсчитали специалисты, строительство здесь грунтовки обойдется в один миллион евро. Таких денег в утвержденном проекте нет. Надо писать заявку и искать новый грант.

    А вот на возведение одного километра грунтовой дороги в Финляндии тратят 50 тысяч евро. И она служит приблизительно полвека. Правда, при одном условии: за грунтовкой надо ухаживать. Каждое лето выливать на дорогу раствор хлорида кальция. И грейдером "проглаживать" дорогу не реже одного раза в месяц, обязательно после дождя. Как нам сообщили в Костомукше, грейдер же у них работает на грунтовке в лучшем случае один раз за все лето.

    Именно этого финские специалисты и опасаются больше всего: несоблюдения технологических норм и правил ухода за грунтовой дорогой. Иначе 1,2 млн евро будут просто закатаны виброкатком в грунтовку, которая прослужит недолго. Каждый год обслуживающей дорожной организации придется приобретать хлорид кальция, одна тонна которого стоит 360 евро. Этого хватает на обработку одного километра. Все 140 км выльются приблизительно в 1,5 млн руб. Такие деньги должны закладывать в бюджет на поддержание дороги ежегодно.

    - Мы собираемся перевести правила ухода за грунтовой дорогой на русский язык, чтобы они были на виду и было понятно, как необходимо правильно поступать, какие операции выполнять. Только тогда дорога будет служить долго и сохранит качество, - говорит Шепел.

    - Вас удовлетворяет труд карельских дорожников?

    - Есть хорошие работники, - дипломатично заметил руководитель проекта, который, кстати, сам чуть ли не бегом носится за машиной по новой грунтовке. - Мы учимся друг у друга.

    Остается надеяться, что русское "авось", "так сойдет" и "нет лишних денег" не станет основополагающим принципом при реконструкции и обслуживании полотна, и грунтовые дороги, которых в республике много, приобретут новый вид и европейское качество. В этом уверен и министр строительства Карелии Александр Ефимов, который сообщил, что средства на поддержание дороги в рабочем состоянии будут обязательно закладываться в бюджет дорожного фонда, который начал действовать в регионе с нынешнего года.

    - В республике уже есть подобный прецедент - дорога Суоярви - Питкяранта, правда, для обезпыливания мы использовали не хлорид кальция, а отходы Питкярантского целлюлозно-бумажного комбината. Эффект в чем-то схожий. Мы ищем разные технологии реконструкции грунтовых дорог, используем варианты ГЧП, - сказал Александр Ефимов.

    Поделиться