03.10.2012 23:21
    Поделиться

    Игорь Крылов: Старчество приобрело в Оптиной пустыни особую форму

    От Козельска до монастыря около двух километров
    Здесь еще целы домики, в которых останавливались Гоголь и Достоевский.

    По преданию, монастырь основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта. В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм - Введенский собор. Вокруг него крестообразно расположены церкви.

    В 1829 году в здешний скит вселился старец иеросхимонах Лев (Наголкин). Так началась история оптинского старчества, которое приобрело здесь особую форму. Старцы окормляли не узкий круг учеников из своего братства, а всю братию, вдобавок принимали всех желающих со стороны, в том числе мирян, вели с ними переписку. Среди посетителей встречались члены императорской фамилии, архиереи, ученые, философы, писатели и поэты.

    Здесь, в скиту, в 1877 году жил Достоевский после тяжелой драмы - смерти сына. Некоторые детали в "Братьях Карамазовых" возникли под впечатлением этой поездки. Сестра Льва Толстого Мария Николаевна была насельницей основанного рядом женского монастыря, где и скончалась, за три дня до смерти приняв монашеский постриг.

    23 января 1918 года декретом Совнаркома Оптина пустынь была преобразована в "сельскохозяйственную артель". Весной 1923 года сельхозартель закрыли, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа "Музей Оптина пустынь". В 1931 году в бывшем монастыре открылся Дом отдыха им. Горького, в 1939-1940 годах в Оптиной пустыни содержались 2,5 тыс. польских военнопленных, потом здесь размещались военный госпиталь, танковый батальон, детский дом, ПТУ трактористов.

    В 1987 году Оптинский монастырь возвращен Русской православной церкви.

    *Совместный проект с Издательством "Искусство - XXI век".

    Между тем

    Сегодня в России насчитывается 614 монастырей, 160 монастырских подворий, 26 пустыней и 38 скитов. Русская православная церковь стремится сделать монастыри разумно открытыми для светских туристов. Вместе с тем нынешнее явление религиозного туризма относительно ново в истории Церкви, ведь для современного религиозного туриста главное - увидеть святыню, но речи о поклонении ей, как правило, не идет.

    Поделиться