02.10.2012 23:04
    Поделиться

    Алексей Комиссаров: Москва займется высокотехнологичными технологиями

    Казалось бы, что вывод московской промышленности из города - вопрос, давно решенный. Но с приходом два года тому назад на пост мэра Сергея Собянина ситуация в корне изменилась. Оказывается, столице по-прежнему нужны рабочие места и налоги, которые дают заводы и фабрики, а потому о выселении их за МКАД речи больше не идет. Итак, какое же будущее у столичных предприятий? С разговора об этом начался "Деловой завтрак" в "РГ" с руководителем департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Алексеем Комиссаровым.
     
    Видео: Александр Шансков

    10 тысяч кандидатов в рабочие

    Алексей Геннадиевич! Поддержку предпринимательства и промышленную политику объединили в одном департаменте. Выходит, промышленность сама по себе роли уже не играет в экономике города?

    Алексей Комиссаров: Это не так. На промпредприятиях Москвы работают почти 700 тысяч человек. Еще около двух миллионов - в среднем и малом бизнесе.

    Обе отрасли дают примерно по 10% доходов в бюджет Москвы. То есть примерно каждый пятый рубль. И для той, и для другой очень важен благоприятный бизнес- климат в столице. Поэтому объединение управления ими вполне логично.

    Но предприятия, благодаря которым Москва считалась промышленной столицей, еще живы?

    Алексей Комиссаров: К счастью, нам есть чем гордиться. К сожалению, как выяснилось, большинство москвичей об этом не знают. Вот почему в День города мы организовали акцию под названием День без турникетов. 10 тысяч горожан записались на нее. На Очаковском заводе безалкогольных напитков бесплатные экскурсии пришлось расписать до конца октября! Открытием стала и фабрика "Парижская коммуна": мало кто представлял, что ее женские туфли и сапожки идут на экспорт даже в Италию, известную модельной обувью. С удовольствием горожане отправились посмотреть и как делают знаменитые шоколодаки "Аленка" и "Вдохновение" на "Объединенных кондитерах".

    Раньше на заводах работали лимитчики, гастарбайтеры, а сейчас?

    Алексей Комиссаров: Квалифицированные рабочие, в основном москвичи, правда, их не хватает.

    В этом году мы впервые проведем "Национальный чемпионат по рабочим профессиям WordSkills", популярный во всем мире. Надеемся с его помощью привлечь молодежь. Вместе с департаментом образования также смотрим, как изменить подходы к работе колледжей. А, чтобы и сами предприятия стали более привлекательными для москвичей, в проектах планировок промзон предусмотрено смешанное использование этих территорий. Наряду с рабочими местами там будут размещаться жилые дома с квартирами и местами отдыха для их работников.

    ЦИФРА: 1000 рабочих мест Появится в 2013 году в Нагатино, крупнейшем в Европе коворкинге

    Но вывод экологически вредных производств все-таки предусмотрен программой экономического стимулирования до 2016 года...

    Алексей Комиссаров: Подход такой: если предприятие наносит существенный вред природе и горожанам, оно должно либо меняться, либо уходить. Московский нефтеперерабатывающий завод, который всегда ассоциировался с сильными запахами во всей Капотне и горящим факелом, выбрал реконструкцию. В строй введены две очереди очистных сооружений. Руководство МНПЗ утверждает, что после выполнения всей программы реабилитации уровень выбросов уменьшится более чем на 90%. А некоторые предприятия, например, цементный элеватор в Южном порту, из-за жалоб москвичей владельцам пришлось закрыть и переносить производство за пределы Москвы.

    С чего начинается нано?

    Давно говорится о необходимости создания инновационных производств...

    Алексей Комиссаров: Москва может быть привлекательна только для высокотехнологичных компаний. Но и для их прихода нужны усилия. Первая территория инновационного развития - технополис "Москвич" - появилась на территории бывшего АЗЛК несколько лет назад, но ни одной инновационной компании там не было. И только в прошлом году удалось привлечь туда первых "ласточек". Кстати, это пример конструктивного взаимодействия с федеральными институтами развития, в данном случае - с "Роснано", с которыми мы договорились о взаимодействии. А недавно подписано соглашение с компанией "Крокус электроника", разрабатывающей и производящей устройства магниторезистивной памяти. Скоро на территории "Москвича" появится целый кластер радиоэлектроники. Ведутся переговоры и с компаниями биотехнологической отрасли, и с рядом других.

    Какие условия создает город для привлечения таких компаний?

    Алексей Комиссаров: Нашим департаментом разработан Закон "О научно-технической инновационной деятельности", который в этом году принят гордумой. Им предусмотрено создание технополисов и индустриальных парков, которые примут такие производства. Предусмотрены и субсидии, компенсация ставок по кредиту, льготы по налогам на прибыль и имущество. После прохождения всех согласований в Мосгордуме планируется принятие изменений в существующие законы. Часть льгот уже действует, часть начнет действовать с 2013 года.

    А как отличить инновационное предприятие от неинновационного?

    Алексей Комиссаров: Существуют общепринятые высокотехнологичные отрасли. Кроме того, правительством Москвы принят порядок отбора резидентов технополисов и индустриальных парков. Для выдачи субсидий мы ввели, например, требование к заработной плате. Это не прямой показатель, но он свидетельствует о том, что в компанию привлекаются высококвалифицированные специалисты, без которых инноваций не бывает. Понятно, что на примитивном производстве и зарплаты низкие. По нашим условиям зарплата более чем половины работающих в компании должна быть не меньше 600 тысяч рублей в год. К сожалению, таких в Москве крайне мало. Поэтому вводим ступенчатые ограничения для получения городских субсидий в зависимости от уровня зарплаты. На них можно рассчитывать при зарплате от 450 тысяч рублей в год на работника.

    Значит, можно надеяться, что по привлечению крупных зарубежных компаний столица скоро сможет конкурировать, например, с Калужской областью?

    Алексей Комиссаров: Регионы России обычно заинтересованы в крупных производствах, а Москва - в емких с точки зрения добавленной стоимости. У Москвы свои конкурентные преимущества и свои недостатки. Так что мы, с одной стороны, действительно начинаем участвовать в соревновании по привлечению инвесторов, а с другой стороны, больше настроены на конкуренцию с другими странами. И разрабатывая проекты планировок промзон (до конца года должны быть утверждены первые 13), предусматриваем почти в каждой из них площадки для размещения высокотехнологичных компаний. Такой подход поможет столице уйти от черных дыр на своей карте, какими пока выглядят большинство промзон.

    Инструкция для ресторатора

    В рейтинге делового климата Doing business, составленном Всемирным банком по оценке 30 российских городов, Москва оказалась в самом низу. Как намерены власти исправлять ситуацию?

    Алексей Комиссаров: По ряду показателей в Москве не все так плохо. Например, открыть бизнес можно буквально за минуты. Зайти в режиме онлайн на сайт налоговой инспекции и зарегистрировать фирму. Правда, и тут есть подводный камень: у бизнесмена должна быть электронная цифровая подпись, нужен имеющий ее нотариус. К сожалению, это еще мало распространено. Нужно получать подтверждения из различных фондов, на что уходит до 30 дней. И все-таки особых проблем нет. Самой "провальной" позицией в рейтинге было подключение к электросетям. В начале 2012 года лишь 12% нестационарных торговых объектов были подключены к ним законно. Штаб по защите предпринимателей, созданный по указу мэра Сергея Собянина, добился подключения уже более 98% киосков. Штаб привлек к решению проблемы структуры, имеющие к ней отношение. В итоге если раньше на подключение электричества уходило до полугода, то сейчас - две недели. Мы стараемся, чтобы этот механизм работал постоянно, без посредничества нашего департамента. Для этого вместе с общественными объединениями предпринимателей не только разработали инструкцию по получению разрешения на подключение электричества, но и шаг за шагом проверили, как она работает. На очереди - разработка такой же инструкции для подключения к газу.

    Это тоже проблема?

    Алексей Комиссаров: Помочь с подключением к стационарному газу объектов общепита, расположенных на первых этажах жилых домов, попросили рестораторы. Сегодня это запрещено в городе под предлогом безопасности. Хотя стационарный газ, подведенный по правилам, намного безопаснее, чем баллоны с газом, которыми пользуются для приготовления пищи многие рестораны. Мы поставили вопрос об отмене законодательно этого запрета. Затем выпустим также пошаговую инструкцию, как правильно и без головной боли подключиться к газу.

    Почему же таких инструкций в Москве раньше не было?

    Алексей Комиссаров: Возможно, никому не хотелось этим заниматься, а может быть, потому, что в мутной воде легче ловить рыбку...

    "Коворкинг-2.0" предлагает

    Казалось бы, есть и площадки для инноваций, и молодежь талантливая, и заинтересованность властей. Но где результат? Как в Китае, например, где только появляется интересная научная разработка и чуть ли не на следующий день - товар, сделанный на ее основе.

    Алексей Комиссаров: И у нас тоже хватает предпринимателей с массой идей и проектов. Но, кроме этого, у большинства из них нет ничего: ни помещения, ни оборудования. Сейчас мы работаем над программой "Коворкинг 2.0", благодаря которой появятся рабочие места, которые можно снимать в аренду на любой срок: хоть на два часа, хоть на год. Словом, на столько времени, сколько понадобится предпринимателям.

    Чем еще интересны коворкинги, так популярные во всем мире? Они станут одновременно местом встречи представителей промышленности, малого бизнеса и ученых. Крупные предприятия утверждают, что готовы давать заказы малым предприятиям - они более гибкие по ценовой политике и по ассортименту быстрее реагируют на изменения рынка. Только сейчас они часто не знают, как выйти на тех, кто им нужен.

    И когда же первые коворкинги появятся в Москве?

    Алексей Комиссаров: В ближайшее время - в Восточном округе, до конца года - в Нагатино, где под него переоборудуем один из своих ранее убыточных ГУПов. Там будут оборудованы первые 300 рабочих мест. А к концу 2013 года их будет уже 1000. Так возникнет самый крупный центр такого типа в Европе.

    Кстати

    Более 100 москвичей подали заявки на участие в ежегодном международном конкурсе молодых предпринимателей в возрасте до 30 лет. Главное условие для претендентов - бизнес должен приносить реальную прибыль.

    У двадцатилетнего Даниила Мишина, имеющего в столице сеть хостелов , годовой оборот - 38 миллионов рублей. Но выиграть путевку в финал, который 17 ноября состоится в Нью-Йорке, при таком количестве конкурентов, будет весьма непросто. И все-таки Даниил надеется на победу!

    Поделиться