25.09.2012 17:00
    Поделиться

    Министр экологии предложил построить дорогу в обход нацпарка "Хибины"

    Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской предлагает проложить дорогу для перевозки руды за пределами Хибин. Во вторник министр провел совещание по вопросам проектирования национального парка "Хибины" в Мурманской области.

    Его создание предусмотрено Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения до 2020 года. Начало проектных работ по созданию нацпарка "Хибины" запланировано на 2015 год. Предполагается, что парк будет способствовать повышению привлекательности и развитию туристической инфраструктуры в регионе, созданию в Хибинах особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

    Между тем, на протяжении нескольких лет в Мурманской области идет спор между экологами и промышленниками. Последние разрабатывают апатит-нефелиновое месторождение в северной части Хибинских гор и планируют построить дорогу для транспортировки руды, проходящую через парк. Экологи все это время противостояли, как могли. На совещании с министром этот вопрос тоже поднимался.

    Координатор программы по сохранению биологического разнообразия WWF Владимир Кревер подчеркнул: "Экологи не против рудника, но прокладка дороги через территорию национального парка снижает его рекреационную значимость".

    По мнению специалистов институтов РАН, экологических организаций, вариант проекта дороги, предлагаемый промышленной компанией как основной, нанесёт ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, повлияет на развитие экологического туризма в планируемом парке, уменьшит его экологическую эффективность, а также может поставить под сомнение целесообразность создания национального парка "Хибины".

    Учитывая данную экспертную оценку, а также общественный резонанс, министр принял решение проекты дороги к месторождению руды вынести на обсуждение Общественного совета Минприроды России. Он также поручил своему заместителю Ринату Гизатулину привлечь к обсуждению ОАО "РЖД", ОАО "Апатит" по вопросу использования существующей транспортной инфраструктуры данных организаций, а также до конца года представить экологически безопасный вариант проекта дороги, наносящий минимальное воздействие на окружающую среду уникальных природных комплексов Кольского полуострова.

    Глава минприроды подчеркнул, что необходимо более подробно рассмотреть варианты прокладки дороги, всесторонне учесть антропогенное воздействие на экологию и выбрать наиболее щадящий для природы вариант.

    "Строительство ГОКа - это социально-экономическое развитие региона, но при этом должны быть учтены все риски, мы не должны погубить окружающую среду, строительство должно быть с оглядкой на экологию", - отметил Сергей Донской.

    В ходе совещания промышленной компании было предложено представить альтернативные варианты прохождения проектируемой дороги вне границ создаваемого национального парка, учесть все замечания специалистов, экологов.

    Поделиться