25.09.2012 23:37
    Поделиться

    Заза Давитава: Дело о пытках в Глданской тюрьме нужно довести до суда

    "Связник" бывшего сотрудника Глданской тюрьмы, записавшего на видео пытки узников, дал интервью "РГ"
    Скандал, вызванный показом пленки со сценами пыток заключенных в грузинской тюрьме, набирает обороты.

    Бывший фотограф МИД Грузии Гиоргий Абдаладзе, которого в прошлом году обвинили в шпионаже вместе с тремя другими известными репортерами, заявил, что во время содержания в Глданской тюрьме в Тбилиси стал свидетелем издевательств над узниками. "РГ" связалась с известным грузинским журналистом, активным защитником прав заключенных и "узником совести" Зазой Давитава.

    - Батоно Заза, вы сами долгое время находились в заключении в Глданской тюрьме, угодили ли вы под жуткий "пыточный каток"?

    Заза Давитава: Мне, как политзаключенному по громкому делу, повезло больше, чем многим другим заключенным, большинство из которых сидит по надуманным обвинениям. К политзаключенным сотрудники этой системы прикасались редко. Но я своими глазами видел, как пытали и насиловали узников в соседних помещениях. Это были самые настоящие фашистские методы, сравнимые с жестокими пытками узников и пленных в Бухенвальде и Освенциме. Тюремщики людей постоянно пытали и били, пытаясь получить какие-то нелепые показания. Вся эта система была нацелена на то, чтобы держать человека в постоянном страхе. И это не только большое физическое унижение, но и колоссальное психологическое давление. Многие арестанты страдают запущенными болезнями. Людей всячески подавляют, чтобы они вышли из тюрьмы полностью сломленными и не подавали жалобы в европейские суды, поскольку каждый такой пройесс неизбежно бьет по режиму и репутации "демократа" Саакашвили. Хотя родственникам и адвокатам регулярно приходилось видеть следы побоев на лицах и телах заключенных. Такая система страха, которую создал Саакашвили, полностью пронизывает всю судебную вертикаль власти и государство в целом. В Грузии не существует объективного суда. Суды подчиняются прокурорам, а прокуроры постоянно получают приказы и инструкции от властных структур наказать "врагов" действующего режима.

    - За что вас посадили в тюрьму и сколько времени вы провели в ней?

    Заза Давитава: Я пострадал за активную правозащитную и общественную деятельность, а также свои публикации, в которых придал гласности факты нарушения прав человека и стремление властей к авторитарному правлению. Меня арестовали 6 сентября 2006 года и обвинили по печально известно 321-й статье УК Грузии "заговор с целью свержения и захвата власти вооруженным путем". В тюрьме я пробыл ровно 4,5 года, отсидев весь свой срок. Моя апелляция по этому сфабрикованному делу до сих пор не рассмотрена.

    - Когда вы познакомились с сотрудником Глданской тюрьмы Владимиром Бедукадзе, который сделал достоянием общественности факты пыток в ней?

    Заза Давитава: Я видел его еще во время пребывания в тюрьме, где он служил "ключником". Знал, что его зовут Владимир. Он выделялся среди других сотрудников своей человечностью. Время подтвердило, что у этого человека есть совесть. Мы встретились после моего выхода из тюрьмы. Он не назвал своей фамилии, опасаясь наказания. Он предоставлял мне важную информацию и даже передал фотографии тех палачей, которые занимались пытками. Эти сведения существенно помогли в нашей правозащитной деятельности. К тому же мы сами собирали такие сведения много лет, записывали рассказы самих заключенных, их родственников, адвокатов. Несколько месяцев назад я узнал о существовании тех самых документальных доказательств пыток и истязаний над заключенными, которые и были обнародованы 18 сентября. На днях Владимир, который укрывается в Бельгии, вышел на связь. Даже в Бельгии он не чувствует себя в полной безопасности. Владимир направил властям Бельгии официальный запрос о предоставлении политического убежища ему и его семье. В Грузии его семье угрожает опасность, и на нее оказывают давление.

    - Есть ли у него новые пленки со свидетельствами пыток?

    Заза Давитава: Я думаю, что опубликована примерно половина или треть материалов. У Владимира, который, правда, не говорит об этом, наверняка есть новые свидетельства и истории истязаний. Другое дело, смогут ли они быть обнародованы до выборов в парламент Грузии, которые пройдут первого октября. Эффект достигнут: большинство граждан Грузии увидели своими глазами, какие бесчинства творятся в грузинских тюрьмах. Знаете, мы правозащитники, сейчас боимся одного. Пройдут выборы, победит правящая партия, и уголовное дело о пытках, по которому арестовано 11 тюремщиков, спустят на тормозах. Вот, что страшно - палачи окажутся безнаказанными, и они, судя по всему, сами убеждены в этом. Какого-то раскаяния за ними не наблюдается. Боюсь, что после такого вера в справедливость в Грузии исчезнет навсегда. Вот почему наша задача состоит в том, чтобы довести это громкое дело до суда.

    Поделиться